Город Балта. Неофициальный сайт.


Иеромонах Иннокентий: история "Балтского психоза".

В 1908 году Балту, окружающие уезды и Бессарабию взбудоражили события, связанные с Балтским монастырем.

ИннокентийСобытия эти вызвали неоднозначную оценку у современников. К сожалению, более-менее объективной информации в нашем распоряжении нет. Как утверждают доступные источники (если их можно назвать таковыми), местный иеромонах по имени Иннокентий (Иван Левизор (1875-1917), уроженец с. Косоуцы (ныне - Сорокский район Молдовы) объявил себя исполненным Святым Духом (или -   воплощением Святого духа), стал выступать с проповедями близкого конца света. В Балту стали стекаться толпы почитателей Инннокентия.

Таким образом было положено начало новой секты - т.н. "иннокентьевцам".

В основе вероучения иннокентьевцев - идея о том, что весь смысл жизни состоит в подготовке к Страшному суду. Единственный способ такой подготовки сектанты видели в ликвидации всего имущества и бегстве от мира.

 Иннокентьевцы держали постоянный пост. Они отрицали брак и семейную жизнь, запрещали в случае болезни прибегать к медицинской помощи, воздавали особое почитание Архангелу Михаилу.

Культовая практика секты состояла в постоянных радениях и чтении молитв. Радения происходили в своеобразных подпольных церквах. Как пишет Мирча Элиаде, иннокентьевцы, "будучи психически "одержимыми" женским началом ( "слияние", мрак и удушье подземелья, ритуальный аморализм и т.д.) должны скрываться от дневного света и проникать всё далее в землю"; "подсознательно, под властью исключительно женского начала, эти одержимые изо всех сил стремятся стать семенем. достичь "аграрного условия" человеческого существования, разлагаясь в буквальном смысле слова, ибо живут они в подземелье в полном неряшестве, в невообразимой грязи, измученные болезнями и безумием оргий".

Во время пребывания в Балте Иннокентий  эксгумировал останки местного священника Феодосия Левицкого  и установил их почитание как мощей святого.

Во время проповедей Иннокентий призывал народ отказаться от имущества. "Тот, кто хочет спастись, должен продать все свое имущество и идти в Балту". Началось массовое паломничество крестьян со всей Бессарабии, а также Херсонской и Подольской губерний. Толпы страждущих, жаждущих исцеления и спасения потянулись в город. Проповеди Иннокентия получили особенный отклик в сердцах молдавского населения, поскольку в условиях продолжавшейся русификации бессарабской православной церкви он являлся одним из немногих церковных деятелей, обращавшихся к пастве на понятном большинству простых молдаван молдавском языке.
Иннокентий публично совершал чудеса исцеления.

Как пишут недоброжелательно настроенные историки, все исцеленные были подставными людьми. В Балте была устроена специальная больница, где проводилось изгнание диавола. Этот период в истории Балты получил название "Балтского психоза". 

 

Говорят, что от влияния "новоявленного пророка" народ избавился только благодаря освящению монастырским крестом.

Крест из балтского монастыря.

Однако окончательно движение не удалось остановить даже после предания анафеме Иннокентия. В 1909 году в Балту прибыла специальная комиссия Св. Синода для расследования "балтского движения". В итоге было приказано перевести Иннокентия в Каменец-Подольск, а в 1912 - в Муромский монастырь (ныне - тер. Вологодской области).

Иннокентий в ссылке всячески демонстрировал свою независимость от настоятеля, выезжал, в нарушение решения Синода, за пределы монастыря в Нигижму и Каршево, давал щедрые взносы в пользу церкви этих населенных пунктов.

Толпы паломников из Балты, со всей Бессарабии и Подолии устремились вслед за Иннокентием. В феврале 1913 года на железнодорожную станцию Няндома Каргопольского уезда прибыла группа паломников численностью до 800 человек - мужчины, женщины, взрослые и дети. Пешком по снегам и при жестоких морозах они преодолели путь длиной более 260 километров.  Многие по пути замерзли, среди паломников разразилась эпидемия тифа. Осадив монастырь, от вышедшего им навстречу настоятеля монастыря игумена Меркурия они потребовали выдать Иннокентия.  Игумен принял их требование. Однако, памятуя лишения, которые они уже испытали по дороге к монастырю, паломники взломали ворота монастыря и двери кладовых, расхватали теплую одежду и шерстяные платки, часть икон и другой церковной утвари и двинулись в обратный путь. Иннокентия понесли на руках на ковре.

Опасаясь могущих возникнуть беспорядков при прохождении через Пудож паломников, командир подоспевшей воинской части, расположившейся на подступах к деревне Уржаково, попытался остановить движущуюся колонну и небольшими группами провести через город. Иннокентий, возлежа на ковре, на вытянутых, поднятых кверху руках молдаван, не подчинился требованию офицера остановиться и слезть с ковра и якобы ударил палкой по голове одного солдата. Последний незамедлительно сделал выпад штыком и ранил Иннокентия  в бок. Это был критический момент. Сообразив, что в случае нападения толпы на солдат он будет немедленно уничтожен винтовочным залпом,  зажал рану рукой, не давая выхода крови, чтобы не взбудоражить толпу и повел молдаван в обход зимней крестьянской дорогой, минуя Пудож. (Муромский монастырь. 14-20 век.)

В итоге Иннокентий был все же арестован и препровожден в петрозаводскую тюрьму, где покаялся и отрекся от своих заблуждений. "Впредь да не будет этого обмана! Аминь!".

После "сворачивания" деятельности Иннокентия в Балте основным центром движения стал т.н. "Новый Иерусалим" - тайный подземный монастырь, неподалеку от села Липецкого (ныне Котовский район Одесской области). Отголоски этих событий отражены в поверии местных жителей, что в этих местах "до сих пор земля по ночам светится". 

В декабре 1917 года Иннокентий появляется в Липецком и возвращается к активной проповеднической деятельности. Однако прежнего успеха уже не удалось добиться. В 1919 году Иннокентия погиб, как утверждают советские источники, "в пьяной драке". 

После своей смерти Иннокентий почитался как святой, вознёсшийся на небо.

После смерти Иннокентия среди сектантской верхушки началась борьба за власть, в результате которой руководство перешло к братьям Ивану и Александру Кулякам, хотя часть сектантов их не признала. Иван объявил себя "татуней" Иоанном, Александр - Михаилом Архангелом. Третий их брат был впоследствии объявлен Георгием Победоносцем, а сожительница Александра - Девой Марией. По мнению некоторых авторов, иногда практиковалось самоубийство как высшая форма поклонения "татуне" Иоанну, который якобы, уходя на небо, призвал за собой и остальных. 

О событиях начала 20-го века в Балтском монастыре рассказывает роман Леся Гомина "Голгофа" и повесть Виктора Финка "Гибель мира".

После революции (1917) сектанты не признавали советскую власть и активно ей сопротивлялись. Большая часть секты постоянно находилась на подпольном положении и преследовалась властями. Еще в начале 20-х годов были предприняты активные меры по искоренению секты. Как пишет  Л. Гомин в послесловии к своему роману, часть иннокентьевцев выслали, часть расстреляли, некоторые остались н апреденм месте  и вошли в коммуну "От тьмы к свету" в Липецком. "Впрочем, еще в 1925 году раяне, основаавшие новый рай" под руководством Василия Панаиты, осадили было коммуну, пытаясь уничтожить коммунаров и захватить усадьбу, но получили сокрушительный отпор...". "Бандитов снова уничтожили силами ГПУ..." "...небольшая контрреволюционная банда существовала под прикрытием сельскохозяйственной артели в окрестностях Балты" вплоть до своего уничтожения в 1929 г. (Гомин Л. Голгофа. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ", 1964). Однако сообщения о полном уничтожении секты  оказались по меньшей мере преувеличением. 

 Незначительное число иннокентьевцев на Украине и в Молдавии посещали православные храмы. При проведении социалистических реформ в Молдавии, Иннокентьевцы отказывались вступать в колхозы, сдавать зерно государству и т. д. В 1945-46 г. в Бельцах создалась община иннокентьевцев с ярко выраженным монархическим характером. Сектанты уверяли, что члены Царской семьи остались в живых. Двое сектантов выдавали себя за уцелевших царевича Алексея и Великую княгиню Анастасию (Н.А. Струве. Современное Состояние Сектантства в Советской России ("Вестник РСХД", 1960 г.))

Не удивительно, что секта преследовалась и обвинялась в изуверстве. Так, например, в 1952 году Генеральный секретарь компартии Молдавской ССР Леонид Брежнев обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой депортировать из Молдавии "антисоветские элементы". В числе прочих - сектанты: "...В настоящее время, в преимущественно пограничных районах Бельцкого округа, установлено еще 850 семей сектантов иеговистов - 1 700 человек, а также 400 семей участников сект иннокентьевцев, архангелистов, субботствующих, пятидесятников, и адвентистов-реформистов общим числом 1 100 человек". Проект распоряжения Председателя Совета Министров Союза ССР "О дополнительном выселении с территории Молдавской ССР кулаков, участников нелегальных сект иеговистов, иннокентьевцев, архангелистов, субботствующих, пятидесятников, адвентистов-реформистов и членов их семей). Выселение рекомендовано произвести в апреле 1953 г. в Курганскую область и Казахскую ССР в соответствии с постановлением СМ СССР № 1290-467сс от 6 апреля 1949 г. и №667-339сс от 3 марта 1951г. Выселению согласно проекта Распоряжения подлежат 5917 человек (совершенно секретно, 1 л.). 

"Спутнику Атеиста" сообщал, что "ряд судебных процессов последнего времени показал, что ... иннокентьевцы заживо погребали детей и даже убивали людей, которые могли бы разоблачить их дела." "В тайниках были найдены также украденные и воспитанные в подземельях дети, которых убедили в том, что они прямо происходят от святого духа". "Советская Молдавия" утверждала, что обнаружены еще далеко не все "тайники" секты (http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=243 ).

Единовременный учет религиозных объединений в СССР в 1961 г. выявил 15 общин иннокентьевцев. На конец XX в. численность секты крайне незначительна. Ее представители встречаются преимущественно в Центрально-Черноземном районе России (См.сайт. Коренные народы России). Среди представителей ряда современных религиозных организаций, например, Боrородичного центра  (другое название - Православная Церковь Божией Матери Державной), Иннокентий Балтский почитается как священномученик. В день Святого Духа в с. Липецкое  ежегодно съезжаются современные почитатели Иннокентия...

Примечание: Точка зрения, изложенная на этой странице, не претендует на объективность, поскольку большинство доступных материалов -  тенденциозны. Мечтой остается получить отклик от современных почитателей Иннокентия, которые существуют, пользуются высоким авторитетом среди соседей как исключительно трудолюбивые, честные, гостеприимные люди.

Предполагаю, что истинная картина произошедшего, как всегда, лежит где-то по середине.

На главную

SpyLOG bigmir)net TOP 100

Сайт управляется системой uCoz