C давних пор в городе существуют старообрядческие общины, возможно, со дня основания Балты. Начавшись еще в конце 17 ст., переселение преследуемых властями Московского государства старообрядцев на новые земли продолжалось и в 18-м. На территории Османской империи, затем, Речи посполитой у новых поселенцев была свобода вероисповедания и благоприятные экономические условия. Особенно много старообрядческих поселений возникло на территории Подолии. Как считается, основателями балтского старообрядчества являются выходцы из черниговских старообрядческих слобод. Традиционно старообрядцы селились в районе, получившем прозвание "Кацапщина", иначе - Русская слобода. Здесь возникли три огромные русские улицы. Что происходило с общиной в 18 веке, точно не известно. Первые более-менее достоверные данные относятся к рубежу 18-19 вв.. Подольские старообрядцы преимущественно занимались скотоводством, хлебопашеством., огородничеством, баштанным промыслом. Особенно выгодным было выращивание подсолнечника , из которого выжимали масло. Доходным делом считалась сезонная аренда садов. Славились старообрядцы и как искусные плотники, каменщики, печники. Большой процент, особенно в Балте, составляли представители купеческого сословия. На рубеже 18-19 вв.. тут зарегистрировано 45 дворов на русской стороне, где проживало 397 душ обоего пола купцов-старообрядцев. В 1835 году по официальным данным проживало 680 чел. старообрядцев, в 1857 г - 1235, в 1864 г.- 1696, в 1900 г. - 1470, в 1913 г. 3494 человека. Резкий рост численности в 1913 году, когда гонения уже прекратились, объясняется тем, что реальная цифра ранее не отражалась в документах. Балтские старообрядцы всегда характеризовались особенной активностью, в религиозной, общественной и деловой жизни. В 1841 году купцы-старообрядцы Кондрашов, Пыпин и Савельев предложили учредить коммерческое собрание и общественную городскую библиотеку, выразив готовность пожертвовать на их учреждение определенные суммы. Улицы, где жили старообрядцы, отличались своей обширностью и чистотой. Дорога между Балтой и вновьпостроенной станцией железной дороги была построена также старообрядцам города. С учреждением в Белой Кринице старообрядческой иерархии в Балте как активном старообрядческом центре создается одноименная епархия. Первым балтским епископом стал житель города, купец Василий Емельянович Рымарев, в иночестве Варлаам. Епархия включала в себя приходы всего Юго-Западного края, Херсонской и части Бесарабской губерний. Официальной резиденций епископа стал знаменитый Куреневский Никольский монастырь (не сохр., ныне - тер. Чечельницкого р-на Винницкой обл.). После смерти епископа, похороненного в Балте на старообрядческом кладбище, в Балте номинально действуют два епископа, т.к. община временно раскололась на две части: принимащих Окружное послание и неприемлющих оного (калантаевцы, по фамилии московского полковника Калантаева). («Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» было издано в ответ на нападки архиепископом Антонием и начётчиком И.Г. Кабановым. В нем, в частности, утверждалось, что новообрядцы, хотя и погрешают в вере, но веруют во Христа, что новобрядное написание «Иисус» не означает «иного бога», отличного от Исуса Христа и т.д.Примирение значительной части неокружников с Московской архиепископией состоялось в 1906 г.)
Притеснения со стороны властей продолжились после присоединения края к Российской империи, на протяжении всего 19 века вплоть до начала 20, когда реформы революции 1905 года принесли старообрядцам ненадолго свободу вероисповедания. Еще в начале 20 века в городе действовало единоверческий и несколько старообрядческих храмов, была небольшая община беспоповцев. С момента утверждения Советской власти гонения возобновляются. К началу Великой Отечественной войны В итоге численность старообрядцев сократилась более, чем в 5 раз. Разрушен традиционный уклад общин. С 1949 действующим в Балте оставался лишь Успенский храм, старинное здание которого сохранилось до сих пор. Службы в нем проводились до 2001, когда была освящено новое здание. бывшая Введенская церковь, закрыта в 1949 г., ныне - часть МТС В 2000 г., после более чем 20-летнего перерыва община обрела постоянного священника. |
А в сентябре 2001 года прошло освящение новой церкви во имя Введения пресвятой Боrородицы. Храм строился около пяти лет силами общины, неподалеку от бывшей старообрядческой церкви, возвращения которой пока так и не удалось добиться. Храм расписан Борисом Анисимовичем Кольцовым, председателем общины (тогда еще - заместитель директора Балтского молочно-консервного комбината). Значительные объемы строительных работ выполнены им лично, в целом строительство выполнялось под его руководством.
|
Освящение и первую литургию храма проводил Глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Алимпий (Гусев). В службе участвовали епископ Киевский и всея Украины Савватий (Козко), благочинный Измаильского округа протоиерей Илия Косырев, настоятель Покровского кафедрального собора Москвы протоиерей Леонид Гусев, настоятель вновь построенного храма священник Андрей Кольцов и ряд других клириков Киевской епархии РПСЦ при стечении гостей со всего мира. |