Крымские татары. Вводное слово редакции сайта.
На первый взгляд эта статья не имеет прямого отношения к данному сайту и городу Балте.
Однако это не совсем так.
До 1791 года город входил в состав Крымского ханства,
в те времена здесь жили и крымские татары.
Более того, слово "балта" на языке крымских татар (и некоторых других тюркоязычных народов Крыма - ср., например, название караимского кладбища в Чуфут-Кале - "Балта тиймез" (топор не коснется))означает "топор".
Если вы внимательно просмотрели раздел "Историческая справка", то при чтении этой страницы сможете обнаружить еще много связей между историей Балты и крымских татар.
Несмотря на наличие других публикаций в интернете по данному вoпросу, мне не удалось найти более систематизированной и одновременно лаконичной работы об этногенезе и истории крымских татар, охватывающей также многие аспекты истории Крыма.
Отечество. Краеведческий альманах. №1. 1990. Москва.
Крымские
татары.
О появлении на этно-исторической
арене крымских татар до сих пор бытуют легенды как в научной среде, так и среди
самого народа. Но все легенды порождены, как это ни парадоксально, именно нашим
временем. В угоду еще недавней политике "историческая" картина жизни татар на Крымском полуострове была сознательно искажена.
А когда в послевоенные годы они несправедливо и с жестокостью были высланы из родных мест, появились и своеобразные толкования о происхождении этого народа. Стали высказываться идеи о том, что крымские татары - потомки татаро-монголов, завоевавших Русь и Крымский полуостров в XIII веке, и что родоначальником этого народа стала часть ордынского войска, оставшаяся в Крыму. Некоторые исследователи утверждали даже, что Крым был протурецким аванпостом на Черном море, населенным кочевой ордой и приносящим несчастья окружающим пародам. Но существует ли народ, состоящий из одних "вредных элементов"?
Если же обратиться к многочисленным историко-этническим сведениям, то явственно просматривается совсем другая картина жизни татар в Крыму. Большой фактический материал об этом народе содержится в латинских, византийских, арабских, итальянских, польских хрониках разных лет, а также в русских летописях, в росписях Посольского приказа и в архиве ведомства иностранных дел Русского государства. Многое дают для освещении вопроса такие науки, как исламоведение, лингвистика, антропология, историческая топонимика и особенно краеведение (его ветвь - крымоведение), развившееся в 1920-1930-х годах.
Крым никогда но являлся изолированной территорией, а был связан практически со многими народами Севера и Юга, Востока и Запада, со странами христианскими и мусульманскими. И по сей день здесь можно встретить свидетельства материальной культуры разных цивилизаций, которые в таком соединении больше нигде в мире не встречаются. Крым, по существу, заповедник мировой культуры, с которой можно предметно ознакомиться, что называется, не выезжая из страны. Полуостров Русской равнины, открытый всем путям, врезается глубоко в море, создавая центр огромной культурной области, которая получила название Понтийской цивилизации.
Не случайно поэтому постройки, храмы и крепости, гавани и жилые дома соседствуют с мусульманскими мечетями и медресе, возведенными египетскими, иранскими и турецкими мастерами, а русские дворцы - с итальянскими палаццо и зубчатыми стенами башен генуэзцев, контрастируя со зданиями советских строгих 1920-х и помпезных 1940- 1950-х годов. Кое-где сохранились горные деревни крымских татар.
Первые века нашей эры Крым отличают развитость и насыщенность городской и сельской жизни - греков на побережье и скифов в степных районах, а затем сарматов, алан и других народов. Южная полоса крымского побережья оставалась за римлянами, их военными гарнизонами. Однако постепенно в Крым устремляются и здесь оседают и другие народы, в том числе греки из Византии, хазары, евреи, армяне, славяне, основывавшие здесь крепкие хозяйства.
Во П веке Великий Рим уводит своих солдат из крепостей Тавриды. Два века спустя города-государства греков и бывшие колонии римлян занимают военные отряды готов, германцев восточного крыла, остготов, пришедших сюда мощным потоком с берегов Вислы и из Прибалтики. Казалось, готская цивилизация, крепкая, торговая, восторжествует, тем более что готы в середине IV века приняли христианство.
Но в 378 году в Приднепровье и в Крыму готы терпят ряд жестоких поражений от гуннов. И многие районы Причерноморья опустели. Часть готов отошла в горы, которые не интересовали гуннов-степняков, но большинство вернулось на запад.
Далее в течение нескольких столетий развитие горного и степного районов Крыма и его побережья идет по-разному. В горной части полуострова формируются феодальные отношения, которые впоследствии наследовали крымские татары. Их образ жизни несколько напоминает образ жизни горцев Северного Кавказа, без воинственности правда. В горных и междолинных селениях смешивались, прекращаясь н особый этнос, греки, готы, гунны, аланы, к которым присоединялись выходцы из других регионов. В степях же продолжал торжествовать кочевой, привольный образ жизни, связанный с достатком природных ресурсов. Богатейшее по тем временам разноплеменное побережье поддерживало широкие торговые и культурные связи со всем ближневосточным миром, Византийской империей, Кавказом.
Но вот на исторической арене появилась новая сила - Тюркский каганат, Великий Эль - племенной союз тюрок, связавший Центральную Азию и Восток Европы в единое государство. В середине VI века тюрки появились в крымских степях и предгорьях.
Следует сказать, что Тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюрко-язычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.
С середины VI века в Крыму устанавливается сложно организованная жизнь кочевых и оседло-кочевых народов, а также жителей городов. Причем большинство населения по языку принадлежало тюркскому миру. Вокруг деревень, поселков, укреплений, воздвигнутых еще сарматами и аланами, стали появляться очаги смешанной по характеру общественной жизни. Возникает особая этническая привязанность народа к своей территории. С этого времени ни кочевое, ни оседлое население не уходит далеко из Крыма, за исключением отселений и эмиграции, которые были, впрочем, как везде.
Мы не будем касаться здесь истории: ухода византийцев, враждовавших с каганатом, прихода наместника Хазарского каганата, обосновавшегося на развалинах Тюркского. Об этом полно говорят источники. Нам важно установить, что в VII-VIII веках, когда большинство населения Хазарского каганата, раскинувшегося от Башкирии и Волги до Днепра и Кубани, состояло из тюрков, происходит кристаллизация новых народов вокруг естественно-природных территорий.
Крым стал одной из значительных территорий этногенеза. Здесь идет процесс превращения племенной разпомасштабной жизни в раннегосударственное образование, то есть формируется варварское государство. Таких государств было много на периферии Римской империи и Византии.
Весь мир знает половцев, или куманов, называемых так на европейских языках. Их этническая принадлежность к тюркскому миру не вызывает сомнений. Первый памятник крымскотатарской письменности и один из наиболее последних куманских - половецких - это "Кодекс-Куманикус", словарь-разговорник, составленный неким европейским миссионером. Фактически, как показали исследования, это один и тот же язык. Странного ничего нет, само название половцев - кыпчак, а в крымскотатарских семьях и близкородственных семейных группах до конца 1920-х годов сохранялась живая память о своих предках, имевших общее обозначение рода - кыпчак. Так что, как говорят этнологи, переход от половцев к тем, кого потом назвали татары крымские, был достаточно плавным. С конца XI века в Крым устремляются купцы, агенты торговых домов Италии - Генуи и Венеции, предприниматели и ремесленники Южной Германии, Испании, стран Восточного Средиземноморья. Итальянцы основывали торговые колонии, фактории, укрепленные поселения. Появились крепости, похожие на сооружения крестоносцев, стены и башни их можно видеть и сегодня.
Во многих местах Крыма "бушевала", как пишет один итальянским паломник, городская жизнь и жизнь латифундий, особенно в районе Судака, бывшей Сугдеи, сплошь состоящей из поместий итальянских фамилий. К 1200-м годам сложилась вполне правильная государственная жизнь, образовалась первая политическая структура правителей Крыма, которые во всю соревновались с колонистами и хозяевами банков Генуи, Венеции за власть над всем полуостровом и Причерноморьем. Сложились первые столицы тюркских властителей - Бахчисарай, Солхат - ныне Старым Крым.
Такая сложная эволюция хозяйственной и культурной жизни Крыма в XI-XII веках привела к закономерному итогу: перед 1220-ми годами, перед появлением монгольских воинских отрядов здесь образовалась довольно монолитная общественная среда.
Единственно, что до последнего времени заставляло историков делить историю образования крымскотатарского народа на кумано-тюркскую и собственно тюрко-крымскую, - это религия. Действительно, до XII века крымские татары, или тюрки, в основном - язычники, шаманисты, поклонники древнего религиозного пантеона тенгрианства. После 1250 года начинается массовая исламизация населения Крыма, которая тем самым резко переориентировала политику крымских владетелей на более близкие связи с Египтом, Левантом, и особенно с образовавшейся на Волге Золотой ордой, с улусом Джучи. При этом сам улус Джучи, вся Золотая орда приняли религию ислама позже, после 1315-1325 годов при хане Узбеке. Этим и объясняется большое влияние письменности, архитектурных стилей и вообще многих иных черт культуры Крыма на сложение государственной культуры Золотой орды.
В 1280-1300 годах Крым и прилегающее Причерноморье представляли одно из мощнейших государственных образований Восточной Европы - улус Ногая, по имени которого и произошло наименование части крымскотатарского народа - ногаи, ногайцы. Оно использовалось как название вплоть до последних десятилетий нашего игкл.
Интересно, что в русских летописях и в письменности, деловых бумагах наименование "крымские татары" практически не встречается - до появления документации генерал-губернатора М. С. Воронцова. Исследование имени "крымские татары" провел А. А. Шенников, этнолог из Ленинграда. Он рассмотрел этно-культурную ситуацию Крыма и Причерноморья в течение XIII-XVIII веков и сделал этнонимические сопоставления по всему корпусу письменных памятников - русских и тюркоязычных. И установил, что, например, еще в 1670 году и даже около 1700 годов, то есть во время походов Петра I на Азов, русские источники называли крымских татар, приходивших из степи на Русь, половцами. Наиболее употребительными наименованиями были "крымцы", или вообще "ордынцы". Татары - слово, которое появилось тоже где-то в XIX веке как самоназвание этносов в Крыму, Казани, на Волге и в Сибири. Ногайцами же называли до конца XIX века жителей засушливых степей Волги и Ставрополья. Это и доказывает, что жизнь этноса - это одно, а история его наименования - это жизнь слова, не более.
После XIV века история Крымского ханства более или менее известна. Ни один турист в Крыму не минует Бахчисарайский музей, бывший ханский дворец. В этом замечательном музее просвещение туристов поставлено на поток, но однобоко: люди увозят представление о крымских татарах как о кочевниках, наносивших веками ощутимый урон странам-соседям. Однако о том, как жил народ, не говорится, не показывается. Как жили крестьяне, ведь они в военные походы не ходили? Как жили ремесленники, причем и мусульмане, и христиане, и иудеи жили бок о бок, не только в старых городах, но даже в деревнях. Мало известно о том, что Крым был музеем народов, и в этом музее вплоть до недавнего времени было много места всем: украинцам из Галиции, цыганам, айсорам, армянам, караимам, евреям-крымчакам, эстонцам, беженцам из разных стран - евреям из Ирана, болгарам и венграм, полякам и немцам из Германии.
Любопытно, что вплоть до XVIII века в горных селениях продолжалась замкнутая жизнь населения, смешанного из готов, алан, греков. Готы сохраняли свою самобытность, как ныне реликтовые этносы в горах Гималая или Памира сохраняют свою от вторжении цивилизации. У готов был свой князь, свои крепости, не умерший немецкий готский язык. Он сохранялся вплоть до XVIII века, до приезда Екатерины II; императрица еще застала живых носителей этого языка. В крепости Дорос, столице большого многонационального государства Феодоро (ныне развалины крепости Мангуп), жил в 780-е годы епископ-просветитель Иоанн Готский. Через 1000 лет, в 1780-е годы, готский митрополит стал руководителем всего многочисленного христианства Крымского ханства. Однако в 1787 году митрополит готский Игнатий со своей паствой был переселен на новые земли и Новороссию, в город святой Марии на Азовском море - Мариуполь.
До 1940-х годов были живы и
генуэзцы - крымские татары, ведущие свое
родословие от жителей генуэзских
поселений, их так и называли - "джено-вез", и был род дженовез-кыпчак, который мог проследить всех своих представителей на протяжении
700 лет. Целая сеть деревень-поместий в
"Готии", то есть от Балаклавы до Феодосии,
продолжала существовать до того
времени, когда князь Г. Потемкин
приобрел Судакскую долину в личное пользование.
Еще в 1253 году знаменитый монах Рубрук, проехавший через Крым и Монголию к великому хану в Пекин, насчитал между Херсонесом и Судаком "сорок великолепных замков с прислугой". Ныне исследователи средневековья, проживающие в Италии, с удивлением обнаруживают боковые ветви многих итальянских владетельных фамилий за рубежом, в Крыму.
Крымское ханство как государственный институт со своей династией
ведет счет с 1440-х годов. Тогда династия
Гиреев вырвалась из-под
покровительства ханов Золотой орды и стала самостоятельной политической
силой. 250 лет в Восточной Европе
удерживалось государственное равновесие между тремя столицами - Вильной, Москвой и Бахчисараем. Крымское ханство
территориально охватывало все
Причерноморье.
В Крыму мы видим довольно развитую феодальную структуру национальной жизни. Во главе ее - хан, рядом главнокомандующий войсками - командир конных частей - калга. Окружены они своего рода парламентом - диваном, то есть советом, состоящим из пяти беев - князей пяти главных родов. Дворянство у крымских татар было только наследованным н довольно многочисленным - боки, мурзы, тарханы, каждый владел своим уделом. Именно эта удельная система привела к гибели Крымское ханство в XVIII веке. Феодалы оказали сопротивление нововведениям последнего крымского хана Шагин-Гирея. По воспитанию он был полным европейцем: учился в Константинополе и Петербурге, во Франции, владел иностранными языками, изучал мусульманское право, а также артиллерию, дипломатию, химию, писал стихи, дружил со многими просветителями своего времени. Горький урок, но своими прогрессивными идеями он в значительной степени способствовал падению государства - оказался бессилен против "консерваторов". Мирная "этнографическая" жизнь народа началась с первых лет XIX века при русском императоре Александре I. Крымские татары, их конные эскадроны участвовали в Отечественной войне 1812 года, заслужили почести и награды. Татары в Крыму, притесненные в годы правления Екатерины II Потемкиным и другими фаворитами императрицы, вздохнули посвободнее. Многие земли на южном берегу Крыма, однако, они потеряли. Но жизнь быстро улучшалась. Проводились дороги, чинились мосты, сооружались города и пристани, открывались международные гавани. Выросли международные кварталы в старых и новых городах - Симферополе, Севастополе. Крым стал огромной плантацией новых сортов винограда, садовых культур, плодовых деревьев. Открылся Никитский ботанический сад, крупнейший в Европе. Появились училища. Стали планироваться на регулярной основе деревни и города. Все это не могло не сказаться на быте крестьян, ремесленников, городских слоев населения.
В эти годы идет интенсивное развитие искусства крымских татар, которое соединило в себе разнообразные влияния как Средиземноморья, так и Востока. Язык поэзии и философии в Крыму долгие столетия был персидским. В разработке архитектурного декора при строительстве мечетей, мавзолеев, жилых домов принимали участие малоазиатские мастера. Ковроткачество и ремесло развились необыкновенно сильно, так что Крым был экспортером таких товаров, как ткани, кожи, металл, высоко ценились каракуль и поделки из меха и кож. Совершенно особое место в истории культуры крымских татар занимала музыка, о которой многие музыковеды в 1920- 1930-х годах писали как о необычном синтезе музыкальных мотивов Передней Азии, Балкан и традиций степного культурного ареала.
Большое место в жизни татар имели литература, фольклор. Изучением устной сказительной традиции народа занимались на многих кафедрах университетов Петербурга, Москвы, Харькова и Казани.
Для сегодняшних проблем наиболее существенным является время жизни народа в рамках Русского государства в XIX веке. После присоединения Крыма к России происходит нелегкий процесс вживания крымских татар в непривычную ему атмосферу большого государства, всей Российской империи. И тут мы замечаем одну черту в поведении крымских татар. Народ пребывает в каком-то предчувствии катастрофы своей национальной духовной жизни, в каком-то оцепенении. После Крымской войны, когда начались земельные притеснения, крымские татары стали массово эмигрировать. За 1850- 1870-е годы эмигрировало свыше 200 тысяч человек, в основном и страны Ближнего Востока. Эмиграция, конечно, потребовала наиболее энергичных и перспективных лиц народа, обескровила его, и, разумеется, этот стихийный отсев не остался без последствии для культуры. Оскудели людские ресурсы народа, понизился общий тонус его мировосприятия.
В середине XIX столетия в затем уже в 60-70-е годы крымскотатарский народ существует в Крыму как бы в двух параллельных измерениях. Он живет наряду с русскими, украинскими, немецкими семьями, втягиваясь в заботы и проблемы всего края, участвуя в формировании гражданского общества Крыма. И одновременно после 1850 года крымские татары - особый мир, мир народа, потерявшего во многом привычные ориентиры мировоззрения, который стремится как бы самоизолироваться, самоуглубиться, чтобы стабилизировать те отношения, которыми он дорожит. Эта самоограничительная деятельность протекает в горных и предгорных районах Крыма и глухих деревушках на берегу моря вдали от дорог, по которым едут экипажи путешественников. Многое в желании крымских татар отойти в сторону, понаблюдать напоминает судьбу готов, судьбу алан, укоренявшихся в селениях, "недоступных, горноопасных", как писалось в путеводителях конца XIX века.
Крым заполняется русскими администраторами, офицерами, интеллигентами, первыми богатыми курортниками, купцами, застраивавшими магазинами и отелями вздорожавшую землю набережных Ялты и Евпатории. Крымские татары ведут тихий, обстоятельный и медлительный образ жизни, пленявший всех путешествовавших по Крыму, видевших мирных и улыбающихся людей в кофейнях, ашхане, и придорожных гостиницах, где пеклись сладости и чебуреки.
Народ делал все, чтобы поддерживать ненарушаемость своей общины, называемой "джамаат". Нельзя сказать, что это был типично восточный мир, более всего по духу и стилю • жизни он напоминал средиземноморский, то есть стиль жизни прибрежных и горных районов Греции, Малой Азии, Сицилии. Об этом писали и русские ученые, художники, этнологи и среди них выдающийся ориенталист и писатель Е. Марков, в "Очерках Крыма" оставивший незабываемые картины природы и жизни людей в Крыму. Е. Марков определил жизнь крымских татар как "медленное и постепенное восстановление своих сил". Приезжим в Крым казалось, что мир этот спит: ушли в прошлое шум войн, говор базаров восточной торговли, набеги, гаремы - вся та экзотика, которой прельщались читатели романтических журналов. Этих признаков средневековья не было, но по-прежнему были поэты, художники, каллиграфы, сказители, хотя о них никто, кроме ученых-специалистов, не знал за пределами этноса крымских татар. Впрочем, и о величайшем поэте народа XVII века Ашик-Омере стало широко известно совсем недавно, когда ЮНЕСКО рекомендовала торжественно отметить жизнь поэта.
И вот только теперь крымские татары после столетнего перерыва могут читать своего поэта XVII века, и само издание его стало фактом мощного желания народа возродить свои древние памятники культуры.
К возрождению своей культурной цельности крымские татары стали стремиться в конце XIX века. Среди тех, кто подготовил просветительский период, наиболее известен публицист, писатель, издатель, реформатор школьного преподавания Исмаил-бей Гаспринский, происходивший из местечка Гаспра на Южном берегу. Он жил между 1851 и 1914 годами. Учился в военной школе в Москве, жил во Франции, Германии, Турции. В 1880-е годы, будучи городской головой Бахчисарая, задумался о том факте, что ни один тюркский народ в России не имеет печатного светского издания - газеты на современном литературном языке. Он и создал эту газету - "Терджиман" ("Переводчик"), которая действительно была голосом крымскотатарского народа на международной и внутрироссийской арене. Газета выполняла роль переводчика (толмача), публикуя новости культурной жизни, новинки литературы. Она распространилась по всему свету - в Магрибе (Алжире), Египте, Индии, Западном Китае, среди мусульман Средней Азии, Поволжья и Сибири.
И. Гаспринский был тем, кого сегодня назвали бы русофилом, ратовал за "русское мусульманство", за тесную связь культур крымских татар, вообще всех мусульман, с Россией и передовой научной мыслью Европы. Похоронен он в Иосафатской долине, одной из красивейших долин в мире, по дороге из Бахчисарая на Чуфут-кале, в долине, воспетой великим А. Мицкевичем. В наши дни подготавливается переиздание работ И. Гаспринского, сделавшего так много для выхода крымских татар на большой путь истории в XX веке.
В начале XX века многое способствовало возрождению крымскотатарского народа: и его укрепившийся собственный взгляд на себя, и уважительное отношение приезжавших из Петербурга, Москвы ученых, писателей, художников, врачей.
Татары узнавали себя, они как бы раскрылись внешнему миру. Их черты характера обрисовывали в своих письмах или публицистике А. Чехов, В. Вересаев, М. Волошин, С. Сергеев-Ценский.
А дальше - прорыв в 1920- 1930-е
годы. Это был прорыв к новой
культуре, гуманизму, к новому отношению к искусству и просвещению
- небывалого и неизведанного
качества. Среди крымских
татар уже в конце 20-х годов не
было неграмотных. Городские жители - крымские татары вывели
далеко вперед национальную культуру. В Москве, Ленинграде, в других больших
городах учились тысячи молодых
людей, выдвиженцев из глухих деревень, чабанских семей. Они
образовывали свои колонии в больших городах, где продолжали образование. Необыкновенно быстро развивался театр,
возник музыкальный спектакль, вещь
невиданная вообще на Востоке. Появились кино, новая
живопись, архитектура. Возникли кафедры в Крымском университете, научные
институты языка, истории этнографии. Крымская
автономия была практически первой мусульманской республикой, легко и безболезненно вышедшей на европейский уровень сложения
национальной жизни. Крым был, по
выражению журнала "Новый Восток",
аванпостом советской культуры на Востоке
В 1930-е годы крымские татары, как и все народы нашей страны, ощутили удары по народной интеллигенции. Но потенциал народа оставался огромным, не до конца реализованным. И вот эта жизнь оказалась прерванной, внезапно ночью 18 мая 1944 года, когда все население праздновало освобождение полуострова от фашистов. Крымские татары были высланы с жестокостью и бессмысленными обвинениями.
Высланы семьями, невзирая на то, что их кормильцы находились на фронте. Но и с фронта в разгар военных действий весны 1944 года военнослужащие крымскотатарской национальности отправлялись в места высылки народа.
По данным на 1941 год, насчитывалось до 230 тысяч крымских татар. Из этого числа около 20 процентов находилось на фронте, в основном молодые мужчины, среди которых было много добровольцев.
Ссылка оказалась для всего народа тяжелейшей долей. На сборы отводилось от 15 минут до часа. Десятки тысяч семей были собраны на пунктах приемки и по железной дороге в товарных вагонах отправлены на восток. В Караганде, Перми, Кузбассе, на самом востоке Казахстана - в безводной Джунгарии, похоронены многочисленные жертвы войны. Именно войны, потому что со ссыльными обращались хуже, чем с немецкими военнопленными. По неофициальным, еще не до конца подтвержденным данным, но с которыми согласны все специалисты, занимающиеся историей депортаций, в первый год высылки - в дороге, которая длилась месяцами, и в первую же зиму погибло до 45 процентов народа. Никто, естественно, не вел учета ни погибшим, ни захоронениям, только память стариков еще держит воспоминания о местах заключения крымских татар.
А затем началась та фальсификация истории, от которой наше общество не свободно и сегодня. Постановление Государственного Комитета Обороны от 11 мая 1944 года, на основании которого подверглись ссылке наряду с крымскими татарами греки, болгары, немцы и на которое многочисленные лжеисторики ссылаются, на самом деле попросту отсутствует. Комиссия Верховного Совета по проблемам крымских татар затребовала текст постановления, и в архивах СССР такого документа не оказалось. На самом дело был только личный приказ товарища Сталина наркому НКВД Берия ввести войска внутренних дел в Крым и произвести "выемку" народа в течение одной ночи.
Все оказалось фальсификацией. Все долгие десятилетия то откровенно в печати, то в "неформальных" разговорах на разных уровнях шла обработка общественного мнения о предательстве крымских татар.
Еще недавно утверждалось, что 40 тысяч крымских татар сотрудничали с немцами: 20 тысяч воевали па стороне Германии и 20 тысяч участвовали в полицейских акциях. Но такого числа мужского населения в годы войны в Крыму вообще не было, исключая стариков и детей. Конечно, Советской власти необходимо было судить тех людей, которые сотрудничали с фашистами. Но наказывать весь народ? Сегодня известны имена незадачливых военных и политических руководителей, которые провалили ряд операций в Крыму и, чтобы оправдаться, списали свои неудачи на крымских татар и греков, а в своих доносах убедили весь мир, что татары - предатели.
ТАСС в 1987 году громогласно еще раз заявил об этом, не постеснявшись повторить заведомую ложь о том, что крымские татары сжигали в печах пленных (никаких подтверждений), провозгласили хана (вымысел от начала до конца), мешали партизанам (в то время как архивы полны свидетельств о большом участии крымских татар в подпольном движении в годы оккупации и в военных действиях партизан). Но если в 1987 году еще можно было оправдывать депортацию народа "вынужденной необходимостью, диктовавшейся суровыми условиями", то в 1989 году в Декларации Верховного Совета массовые депортации названы исторически точными словами - незаконными и преступными. И уже экскурсантам, посещающим Крым, начинают честно рассказывать о героях войны - крымских татарах, среди которых дважды Герой Советского Союза летчик Ахмет-хан Султан, подбивший за годы войны несколько десятков самолетов противника.
Интересно, кто же все-таки был автором провокации ТАСС в 1987 году, после которой тысячи крымских татар бросились в центр Москвы и на Красной площади устроили сидячие демонстрации? Автор и по сей день неизвестен.
Несправедливые акты теперь отменены, все позади. Народ возвращается в Крым. Но очень долгим оказался его путь домой. И не все еще нынешние жители Крыма понимают, что вся ложь, которой были окутаны межнациональные отношения в Крыму, была только ложью и не более. Со временем будет раскрыта вся история жизни народа в ссылке, на поселении. Станет известна и история его борьбы за национальное восстановление своих человеческих и политических прав. Я процитирую лишь один документ того времени. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года о том, что "немцы, калмыки, ингуши, финны, крымские татары и др. переселены в предоставленные районы навечно и что выезд их с мест поселения без особого разрешения органов МВД карается каторжными работами до 20 лет". Все ссыльные крымские татары в обязательном порядке подписали это спецразъяснение.
Освобождение как будто пришло в 1956 году. Но, увы, объявленная свобода всего-навсего снимала спецнадзор со ссыльных людей. И еще 11 лет крымские татары ждали Указа об уравнении их в правах с остальными гражданами СССР, и только в 1967 году было разрешено им поселяться в Крыму. Но и это оказалось ловушкой, поскольку несколько десятков семей, поехавших в Крым, столкнувшись с нечеловеческими преградами, вернулись назад. В 1978 году был принят еще один тайный закон, по которому крымским татарам было запрещено приобретать дома и получать место работы в Крыму. И началась война за выживание - крымские татары приезжали в Крым, но работы не получали, дома, которые они могли по соглашению с владельцем купить, не регистрировались как собственность. Бульдозерами сносились те жилища, которые крымские татары строили всей семьей. Появились случаи самосожжения людей. В течение 1978- 1987 годов шла настоящая война на выживание - невидимая миру, но отчетливо выраженная в тактике поведения администрации нашей страны.
Борьба за право на возвращение в Крым длилась 33 года и 3 месяца.
В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР принял историческое постановление о снятии с крымских татар тяжких ложных обвинений, о предоставлении им полного права возвращения, для чего были созданы Правительственная комиссия по организации возвращения народа домой, и признано необходимым восстановить Крымскую АССР как автономную республику в рамках УССР. Составлена программа возвращения народа до 1995- 1996 годов. Все крымские татары, пожелавшие возвратиться, вернутся на родину предков.
В борьбе за политические и гражданские права крымские татары создали массовые организации, которые в настоящее время помогают народу организоваться, чтобы без ненужных осложнений вернуться на родину. Для координации культурных и политических действий в Москве в 1988 году создана общественно-политическая организация "Крым".
Последствия прерванной мирной жизни в Крыму оказались катастрофическими, и национальной культуре крымских татар предстоит начинать практически с пустого места.