Город БАЛТА. Неофициальный сайт > Религия > Христианские храмы города и района (база данных). 


герб города балты

Жарких Н.И. Храмы Подолии. База данных. 

Балтский район

(перевод с украинского baltatown.narod.ru. )

32 населенных пункта, 46 храмов.

Город Балта

По административному делению 16 в. Брацлавское воеводство

По админ. делению  19 в. Балтский уезд.

По админ. делению  20 в. Балтский район

Комментарий : замок и поселение Юзефгрод основаны на левому берегу р. Кодымы в 1 пол.18 ы. Иосифом Любомирским. Балтой называлось поселение на правом берегу Кодымы, который принадлежал Турции. В 1795 г. оба поселения объединены  и названы г. Еленск, но вскоре он переименован в Балту [ПЦ]. С 1781 г. тут находился деканат Киевской униатской митрополии [Перковський А.Л. Довголітні люди на Правобережній Україні в 18 ст. – УІЖ, 1966 р., № 2, с. 108]; две молельни старообрядцев [ГСК, с. 473]; в конце 18 в. было 5 церквей [KSB, s.10]. Церква есть [КОд].

Литература :

[Крисько Т.В.] Балта : коротка історична довідка. – Од. : Чорномор'я, б.р. – 18 с.

Шифр НБУ : Р82169

[Орловский М.Я.] Историко-статистический очерк уездного города Балты. – Подольские епархиальные ведомости, 1864 г., № 5, с. 155 – 161.

[Родзяновский І.] Родзяновский И. Историко-статистическое описание прихода свято-Николаевской церкви, находящейся в г.Балте. – Подольские епархиальные ведомости, 1872 г., № 6, с. 222 – 233.

[Лобатинский С.М.] Лобатынский С.М. Материалы для истории унии в Подолии. – Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета, 1879 г., т. 2, с. 7 – 90.

Документы 1794 – 1796 гг., которые касаются перехода униатских церквей в православие в уездах Балта, Гайсин, Ольгополь. Список воссоединенных церквей. Прошения жителей. Прошения священнослужителей.

[Костомаров Н.И.] Костомаров Н.И. Материалы для истории Колиивщины или резни 1768 г. – Киевская старина, 1882 г., № 8, с. 297 – 321.

16 документов, полученных от О.М. Поля, в том числе о нападении С. Неживого на Голту. – с. 304 – 321.

[Мурзакевич М.Н.] Мурзакевич Н.Н. Якуб-ага (Яков) Рудзевич. – Записки Одесского общества истории и древностей, 1883 г., т. 13, с. 255 – 259.

Турецкий начальник в Балте, перешел на российскую службу в 1769 г., потом служил в Крыму.

[Ролле Й.Й.] Антоний Й. На Шпаковом шляху : рассказ из быта Подолии н.18 в. – Киевская старина, 1887 г., № 4, с. 693 – 720.

С. 696 : Шпаков шлях – часть Кучманского шляха где-то от Немирова до Балты.

С. 700 : Федор Белоцкий в 1702 г. был осадчим около Немирова.

С. 701 : когда в 1702 г. Самусь захватил Немиров, ему помогал и атаман Шпак – тот Белоцкий – с отрядом в 300 душ. Взятых в плен он продал туркам в Дубоссарах, и от этого якобы  шлях - дорогу которой он их вел, прозвали Шпаковым.

С. 717 : в 1704 р. Шпака вызвал к своему обозу Мазепа, и после этого он нем не слышно.

[Акроним] Ф. Г. Балта Подольской губернии : исторические заметки. – Киевская старина, 1904 г., № 6, с. 605 – 609.

[Аноним] Список сельских населённых пунктов Балтского уезда Подольской губернии. – Каменец-Подольский : 1914 г. – 39 с.

Шифр НБУ : ВО56705

Карачківський М. Північно-західна Балтщина. – Історично-географічний збірник ВУАН, 1929 р., т. 3, с. 158 – 202.

[Стряпкин П.В.] Стряпкин П.В. Балта. – Од. : Маяк, 1962 г. – 110 с.

Шифр НБУ : АО183159

Костел неизвестного названия

Храм основан: [до 1793 г.]

Комментарий: Костел каменный [KSB, s.10; ГСК, с. 473].

Церковь Всех святых

Храм основан: 1869 г.

Комментарий : Церковь на кладбище 1868 г. [ГСК, с. 473]. Построена в 1869 г. на кладбище в 0.5 км к югу от церкви св. Николая [ПЦ]

Церковь Рождества Боrородицы

Храм основан: 1803 г.

Комментарий : Собор Рождества Боrородицы 1816 г. [ГСК, с. 473]. Собор заложен на левом берегу р. Кодымы в 1803 г., завершен в 1816  – крестовидный однокупольный. Колокольня до 1830 г. была деревянная, позднее построена каменная [ПЦ, с. 1 – 4].

Церковь св. Николая

Храм основан: 18 ст.
Комментарий : Церковь св. Николы 1828 г. [ГСК, с. 473]. На правом берегу г. Кодыма; деревянная Церковь. Построена в 18 в. Нова кирпичная церковь построена в 1824 - 1828 гг., немного на запад от старой, старая по ветхости разобрана. Чтимая икона св. Николая [ПЦ].

 Церковь св. Михаила

Храм основан: 1730 г.
Храм исчез: 19 ст.
Комментарий: Церковь известна с 1762 г.; превращена из униатской в православную в 1794 г. [ЛМУ, с. 80]. Построена в 1730 г., в 1901 г. на ее месте стояла часовня, был план восстановить церковь [ПЦ].

Церковь армянская св. Станислава

Храм основан: 1765 г.
Комментарий: [KSB, s. 10]. Армянский костел св. Станислава 1765 г. Приход действовал в 1850 г. [ZDR, s. 31]. Российская церковная статистика, как известно, не знала армяно-католических храмов, и все такие храмы безоговорочно считались католическими; но объединению этого армянского костела с католическим костелом неизвестного имени препятствует сообщение Крыжановского, который учитывает их раздельно.

Село Бендзари 

По админ. делению 16 ст. Брацлавское воеводство

По админ. делению 19 ст. Балтский уезд

По админ. делению 20 ст. Балтский район 

Комментарий: название - будто бы от овчара, который делал брынзу [ПЦ]. 

 

Церковь Успения

 Храм основан: 1780 г.

 Комментарий: Церковь [ГСК, с. 247]. Церковь Введения упоминается в документах 1780 - 1781 г.г. Теперь на ее месте - деревянная Церковь Успения. Колокольня построена в 1830 - 1831 гг. [ПЦ, с. 4]. Церкви нет [КОд]. 

 

Село Берёзовка 

По админ. делению 16 ст. Брацлавское воеводство 

По админ. делению 19 ст. Балтский уезд 

По админ. делению 20 ст. Балтский район 

 

Церковь св. Иоана Богослова

Храм основан: 1756 г. 

Комментарий: Церковь св. Иоанна Богослова известна с 1788 г. - деревянная маленькая, похожа на хату; превращена из униатской в православную в 1794 г. [ЛМУ, с. 23, 35, 62; ГСК, с. 247]. Церковь св. Иоанна Богослова известна по представлению С. Любомирского 1756 г. По рассказам, сожжена турками. Новая церковь построена в 1781 г., расширена в 1800 г., существовала до 1896 г. В 1794 г. приход перешел в православие. Новая церковь построена в 1883 г. Длина ее с колокольней 29 арш. (20.5 м), ширина 10.25 арш. (7.27 м). Чтимая икона Скорбящей Богородицы без младенца; сверху изображение Спасителя, по бокам - св. Николая, Тихона, Флора и Лавра [ПЦ, c. 37 - 38]. Церковь есть [КОд].

 

Мислене древо  Myslene drevo logoУкраїнські інформаційні ресурси для освіти і науки

  bigmir)net TOP 100

Сайт управляется системой uCoz