История Одесской железной дороги (первоначально - Одесса-Балта).
Одесская железная дорога ( Юго-западная Ж.Д.) - одна из старейших железных дорог на юго-западе бывшего СССР и Российской империи.
Необходимость строительства железных дорог на Украине
возникла давно. Этому способствовало географические положение края, природные
богатства. Государству нужны были железные дороги для вывоза
сельскохозяйственной продукции из плодородного Юго-Западного края и продукции
промышленности из районов Донбасса и Кривого Рога.
Первым в 1825г. поставил вопрос о необходимости строительства железных дорог на
Украине изобретатель и предприниматель В.П.
Гурьев, который считал необходимым
связать железными дорогами Одессу и Петербург через Киев, Одессу с Москвой
через Киев-Чернигов. Для Украины период 90-х годов XX столетия характеризовался
оживлением как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Ее бескрайние
степи быстро меняли свой облик, строились фабрики и заводы, складывались новые
промышленные районы - Донецкий угольный, Криворожский железнодорожный и
Приднепровский металлургический. В новых условиях нельзя было обходиться без
такого современного и достаточно развитого вида транспорта как железнодорожный,
который находится в теснейшей связи со всей экономикой страны. Началось
строительство первой железной дороги на Украине, которая была построена в
18б5 году от Одессы до Балты протяженностью 213 км. Железная дорога Одесса -
Балта строилась за казенный счет около трех лет/1862-1865гг./. Это была первая
линия будущих Юго-Западных железных дорог.
В1867-1870 г. дорога была продлена до Елисаветграда (ныне Кировоград).
В мае 1868 года приступили к строительству Киево - Балтской
железной дороги. На работах было занято около 30 тысяч человек. Движение
поездов на этой линии было открыто 7 июня (26 мая) 1870 г.
Вскоре правительство решило продолжить строительство железных дорог не за
казенный счет, а силами акционерных объединений. Акционерам были гарантированы
большие льготы, в том числе прибыль в размере 5,5 процента на затраченный
капитал, независимо от рентабельности железных дорог. Даже существовавшие тогда
казенные железные дороги были проданы акционерным обществам. Летом 1870 года
Русское общество пароходства и торговли /РОПИТ/ приобрело у правительства
Одесско-Балтскую и Одесско - Елисаветградскую линии, купило участок от
Тирасполя до Кишинева и Линию Бирзула - Жмеринка - Болечиск. Общая длина всей
этой сети, получившей название Одесской железной дороги, составляла 963 км.
В том же году на базе казенной Киево-Балтской магистрали было образовано общество Киево - Брестской железной дороги, которое купило у казны еще участок Киев-Жмеринка с ветвью Казатин - Бердичев и построило линию от Бердичева до Бреста с ответвлением на Радзивиллов / бывшей русско-австрийской границы.
Постоянно увеличиваясь Юго -Западная продолжала оставаться самой крупной в Российском государстве в течение почти четверти века. Таким образом, основной костяк магистральной сети Юго-3ападной дороги до 1917 года был построен.
В настоящее время участок дороги, проходящий через Балтский район, является одной из наиболее оживленных железнодорожных веток Украины.