История Одесской железной дороги (первоначально - Одесса-Балта).

Одесская железная дорога ( Юго-западная Ж.Д.) - одна из старейших железных дорог на юго-западе бывшего СССР и Российской империи.

Необходимость строительства железных дорог на Украине возникла давно. Этому способствовало географические положение края, природные богатства. Государству нужны были железные дороги для вывоза сельскохозяйственной продукции из плодородного Юго-Западного края и продукции промышленности из районов Донбасса и Кривого Рога.
Первым в 1825г. поставил вопрос о необходимости строительства железных дорог на Украине изобретатель и предприниматель В.П. Гурьев, который считал необходимым связать железными дорогами Одессу и Петербург через Киев, Одессу с Москвой через Киев-Чернигов. Для Украины период 90-х годов XX столетия характеризовался оживлением как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Ее бескрайние степи быстро меняли свой облик, строились фабрики и заводы, складывались новые промышленные районы - Донецкий угольный, Криворожский железнодорожный и Приднепровский металлургический. В новых условиях нельзя было обходиться без такого современного и достаточно развитого вида транспорта как железнодорожный, который находится в теснейшей связи со всей экономикой страны. Началось строительство первой железной  дороги на Украине, которая была построена в 18б5 году от Одессы до Балты протяженностью 213 км. Железная дорога Одесса - Балта строилась за казенный счет около трех лет/1862-1865гг./. Это была первая линия будущих Юго-Западных железных дорог.

 

В1867-1870 г. дорога была продлена до Елисаветграда (ныне Кировоград).

В мае 1868 года приступили к строительству Киево - Балтской железной дороги. На работах было занято около 30 тысяч человек. Движение поездов на этой линии было открыто 7 июня (26 мая) 1870 г.
Вскоре правительство решило продолжить строительство железных дорог не за казенный счет, а силами акционерных объединений. Акционерам были гарантированы большие льготы, в том числе прибыль в размере 5,5 процента на затраченный капитал, независимо от рентабельности железных дорог. Даже существовавшие тогда казенные железные дороги были проданы акционерным обществам. Летом 1870 года Русское общество пароходства и торговли /РОПИТ/ приобрело у правительства Одесско-Балтскую и Одесско - Елисаветградскую линии, купило участок от Тирасполя до Кишинева и Линию Бирзула - Жмеринка - Болечиск. Общая длина всей этой сети, получившей название Одесской железной дороги, составляла 963 км.

В том же году на базе казенной Киево-Балтской магистрали было образовано общество Киево - Брестской железной дороги, которое купило у казны еще участок Киев-Жмеринка с ветвью Казатин - Бердичев и построило линию от Бердичева до Бреста с ответвлением на Радзивиллов / бывшей русско-австрийской границы.

Постоянно увеличиваясь Юго -Западная продолжала оставаться самой крупной в Российском государстве в течение почти четверти века. Таким образом, основной костяк магистральной сети Юго-3ападной дороги до 1917 года был построен.

В настоящее время участок дороги, проходящий через Балтский район, является одной из наиболее оживленных железнодорожных веток Украины.   

 

Материалы к истории дороги: Скальковский А. БИОГРАФИЯ ОДЕССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / Труды ОДЕССКОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА. - Вып.1.- Одесса, 1865. - с.291-310.

 

На главную

bigmir)net TOP 100