Балтский район. Сёла..
См. карту района.
Существование Балты во все времена было тесно связано с окружающими селами. В настоящее время население города во многом прирастает именно за счет сел района. В квадратных скобках указан источник информации (список приведен в конце страницы). Данные о населении - округлены до сотен согласно [4]. Итак...
Барсуки - село в 20 км от Балты, в 12 - от железнодорожной станции Абамеликово (на линии Котовск - Вапнярка) и в 0,5 - от автодороги Балта - Кодыма. Население - 1000 человек. Первые сведения о селе относятся ко второй половине XVIII в. Вблизи села обнаружены поселения эпохи меди (трипольская культура) и бронзы (2 тысячелетие до н.э)
Белино. Расположено в 6 км от Балты. На территории села находится железнодорожная станция Балта (на линии Котовск - Первомайск), что дает основание некоторым проезжающим через станцию считать именно этот населенный пункт самой Балтой . Население - 2100 человек. Сельсовету подчинены села Акулиновка, Отрада, Пашковка, Петровка, Харитиновка. Белино основано как железнодорожная станция в середине 60-х годов XIX в. во время строительства железной дороги Одесса - Балта [4]. Интересно, что само село до революции относилось к Херсонской губернии (Ананьевский уезд), тогда как Балта - Подольской (Балтский уезд), что следует считать инициативой генерала Коцебу [6]. На привокзальной площади в Белине установлен памятник советским воинам, погибшим в боях за станцию Балта. Вблизи села археологами исследовано поселение эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.) [4].
Бендзары - расположено в долине реки Кодымы, рядом с районным центром и в 7 км от железнодорожной станции Балта. Население - 1300 человек. Сельсовету подчинено село Андрияшевка . Основано в середине XVIII в. В 1975 году в селе сооружен мемориал Славы в честь погибших во время Великой Отечественной войны. В Андрияшевке в 1800 году установлен памятник в честь русских войск под командованием А.В. Суворова, проходивших через село во время русско-турецкой войны 1787- 1791 гг. Вблизи Бендзар археологами обнаружено поселение трипольской культуры (III тысячелетие до н. э.) и поселение, существовавшее здесь в II-V вв. нашей эры.
Гольма - село, центр сельского Совета. Расположена на берегах реки Кодымы, в 20 км от Балты и 10 км от железнодорожной станции Жеребково (на линии Котовск - Первомайск-на-Буге). Через село проходит автодорога Балта - Первомайск. Население - 2500 человек. Первые достоверные сведения о Гольме относятся к 18 веку [1,4]. В документах 1763 года уже сообщается о существовании на ханской территории слободы Гольма, которой "будет годов с 10" (т.е. 1753 г.), "поселения в ней до 300" (хат); создано же оно "противу Лядского городка Гольма", т.е. существовавшего еще раньше [8]. Через село проходил чумацкий шлях к Черному морю. На территории села обнаружено поселение трипольской культуры (IV- III тысячелетия до н. э.). В 1967 году на глубине 8 метров найдены остатки скелета мамонта [1,4]. Неподалеку от села обнаружено погребение, датируемое 13 веком и принадлежавшее предположительно одному из кочевых тюркоязычных племен (? черным клобукам) [7, с.128]. Возле села расположено Гольмянское водохранилище [1,4]. Сохранились метрические книги Рождественской церкви начиная с 1797 г. [5].
Кармалюковка. Расположена на правом берегу реки Кодымы, в 18 км от Балты и 15 км от железнодорожной станции Слободка (на линии Котовск - Вапнярка). Населения - 900 человек. Сельсовету подчинены села Евтодия, (по имени первого поселенца - Евтодия или Мефодия), Зеленый Гай . Село возникло во второй XVIII в. Первыми его поселенцами были крестьяне молдавского боярина Ферната (отсюда первое название села - Фернатия). В 1954 году село переименовано в честь Устима Кармалюка. На территории села Евтодия обнаружены поселения первых веков н. э. и захоронения IX-X веков. B Евтодии родился пр. Бойко (см. Персоналии)
Корытное. Расположено на реке Батижок (бассейн Днестра), в 10 км от районного центра и 17 км от станции Балта. Населения - 1400 человек. Совету подчинено село Казацкое ( в 7 км от Балты), которое, по сути, является продолжением Корытного (или наоборот). Корытное основано в 1760 году. Неподалеку также существовала (до 1922 г.) еврейская земледельческая колония Абазовка, основанная в 1848 году. В Корытном, в семье местного священника родился Феодосий Левицкий (см.). В Корытном рос и учился известный писатель, Герой Советского Союза П.П. Вершигора. В годы Великой Отечественной войны в селе действовала подпольная организация под руководством Л.В. Якубовского. На окраине Корытного обнаружено поселение трипольской культуры. Имеется природный заказник местного значения - Корытнянский. Родом из Казацкого Е.В. Де-Роберти, М.В. Ватсон (см.персоналии).
Лесничовка. Расположена в 10 от города Балты и в 18 - от станции Балта. Возле села проходит автодорога Балта-Винница. Население - 1000 человек. На территории села находится государственное лесничество. Лесничовка основана в середине XVIII в. в лесистой местности (отсюда ее название). Церковь Рождества Богородицы (1879). Первоначальный храм основан в 1779, в 1884 деевянное здание продано в село Флору Балтского уезда.
Мироны. Село расположено на реке Кодыме, в 11 км от железнодорожной станции Балта. Населения - 1000 человек. Основано село в 1758 году. На территории Миронов обнаружены остатки поселений эпохи неолита и бронзы (V, II тысячелетия до н. э.) и раннеславянское поселение черняховской культуры (II-VI вв.).
Обжилое. Расположено на левом берегу реки Кодымы, в 20 км от Балты и 8 км от железнодорожной станции Абамеликово. Дворов - 583, населения -1400 человек. Сельсовету подчинены села Берёзовка (основано не позднее сер. 18 века), Новопавловка . В 1918-1920 гг. Берёзовка стала центром партизанской борьбы на Приднестровье. В сентябре 1918 года красные партизаны отряда Дьячишина в районе Обжилого разгромили гетманский карательный отряд, а в марте следующего года разбили петлюровцев, предпринявших нападение на партизанские села. В 1921 году от рук бандитов в Обжилом погиб представитель Одесского губкома партии В. А. Островидов. За мужество и отвагу, проявленные при штурме Берлина, уроженец села Березовки А. В. Танасийчук удостоен звания Героя Советского Союза. В память о погибших в годы войны в селе установлены два обелиска и три памятника. В Березовской средней школе был создан историко-краеведческий музей. Близ Березовки обнаружены могильник эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.), а также могильник и поселение первых веков нашей эры.
Оленовка (Еленовка). Расположена на левом берегу реки Кодымы, в 10 км от Балты и 10 км от железнодорожной станции Борщи (на линии Котовск - Вапнярка). Населения - 1200 человек. Село основано в 1842 году [4] (согласно данным мормонов [5], метрические книги Николаевской церкви села Еленовка (Оленовака) сохранились с 1759 года, что отодвигает дату его основания почти на сто лет) . В селе сооружены три памятника павшим воинам во время Великой Отечественной войны. На территории Оленовки обнаружены поселения эпохи бронзы (II сячелетие до н. э.). Сельсовету подчинены села Мошняги (от молдавского "мошняг" - уважаемый старец), Семено-Карповка .
Пасат. Село в 18 км от районного центра и 25 км от железнодорожной станции Балта. Населения 1300 человек. Село основано в середине XVIII века. Название связывают с тем, что здесь пасли волов для чумаков. В 1922 в Пасат из пострадавших от засухи районов переселились 25 крестьянских семей. В селе в своем имении последние годы своей жизни провел известный деятель военно-судебной реформы Глебов Павел Николаевич (#1876) [http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?ID=25425].
Пасицелы. Расположены на берегу реки Тилигула, в 12 км от районного центра и 5 - от железнодорожной станции Балта. Населения - 3000 человек. Село основано в первой половине ХVIII века крестьянами из Северного Подолья, а также выходцами из Молдавии. Уроженцем Пасицел является украинский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР С. И. Олейник. Вблизи села обнаружены поселения трипольской культуры (III тысячелетие до н. э.), эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.) и черняховской культуры (II-VI вв.) [4]. Здесь находится место, где стоял Высокогорский Успенский мужской монастырь, один из двух православных монастырей, существовавших в т.н. Очаковской области. В XVIII веке, при игумене Тимофее, обитель была разграблена и сожжена гайдамаками. Место бывшего монастыря так описывается в книге "Историко-хронологическое описание церквей Епархии Херсонской и Таврической"(Одесса, 1848): "Церковь при турках была самая убогая, плетневая, а потом другая, деревянная, которая по упразднении передана в селение Поноры, где и ныне существует". "За монастырем был источник с самою свежею водою, из которого можно бы сделать отличнейший фонтан. Ныне сей источник сохраняется в виде нечистого колодца, в котором глубины, как сказывают, саженей до семи"... "На месте монастыря Пасицельского есть теперь одна хата, где живет из Молдован поселенец, занимающийся тканием холста для крестьянского употребления, а больше никаких строений нет" [3, с.29]. В настоящее время в селе существует Свято-Казанский храм. Тут родился известный украинский поэт, сатирик, журналист C. Олийнык
Перейма - село, центр сельского Совета. Расположена в 18 км от Балты и 20 км от железнодорожной станции Абамеликово. Через село проходит автодорога Одесса - Винница. Населения - 1400 человек. Основание села относится к середине XVIII в. Вблизи Переймы обнаружены поселения трипольской культуры (III тысячелетие до н. э.) и эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.). Название связывают тем, что когда-то по дороге на Балту росла старая-престарая груша, в которой было дупло. В нем прятались грабители, которые "переймали" проезжавших (по рассказам местных жителей). Неподалеку от этого места и возникло село. Старожилы могут до сих пор привести туда, где росла эта груша, а также показать место, где уже в 19 веке стоял постоялый двор, в котором останавливался А.С. Пушкин.
Перелёты - село, pасположенное на правом берегу реки Кодымы, в 10 км от Балты и 13 км от железнодорожной станции Жеребково. Населения - 1900 человек. Сельсовету подчинено село Немировское (названо по имени помещика Немировского). Первые достоверные сведения о Перелетах относятся к 1763 году (где упоминается предположительная дата основания - 1753 г.[8]) . Тогда оно находилось под владычеством турок. По Ясскому мирному договору 1791 года населенный пункт отошел к России. О существовании первой деревянной церкви (Михайловская) в селе известно уже в 18 веке. Неподалеку от села расположено место массового захоронения евреев (1941). Вблизи Перелетов обнаружены остатки поселений трипольской и черняховской (II-VI вв.) культур.
Песчаная. Расположена по обоим берегам реки Савранки (приток Южного-Буга), в 25 км от Балты. Населения - 4000 человек. Возникновение села восходит к 16 веку, когда на острове между двумя рукавами Савранки поселились крестьяне с Брацлавщины, основав село Песчаное. На правом берегу реки появилось село Цуркановка. В первой половине 17 века оба поселения объединились в одно - Песчаная. 1846 году оно получило статус местечка и стало волостным центром Балтского уезда. Вблизи села обнаружены поселения трипольской и черняховской культур. У села Гербино выявлены поселения эпохи бронзы, найден бронзовый киммерийский меч. Сельсовету подчинено село Гербино (названо по имени первого поселенца по имени Герба, занимавшегося выпасом овец [2], сохранились метрические книги Гербино с 1755 года [5]).
Плоское. Первые сведения о селе относятся к середине 18 века. Названо по характеру плоской местности.
Пужайково. Расположено по обеим берегам реки Савранки, в 32 км от Балты. Через село проходит дорога Балта-Саврань. Население - 2000 человек. Основано в начале 18 века, предположительно на месте более раннего селения под названием Лягонцы, уничтоженного во время войн 1548-1654 годов. На территории села найден клад из орудий труда и орудия периода бронзы. Возле села обнаружен могильник черняховской культуры, у села Савранского - два поселения эпохи бронзы. Церковь Св. Дмитрия (1876).
Саражинка. Расположена в 25 км от Балты. Население - 2000 человек. Основано в середине 18 века. Название происходит от леса Саражин. В окрестностях Саражинки также обнаружены остатки поселений трипольской культуры, эпохи бронзы и черняховской культуры.
Сенное. Расположено на берегу реки Зозульки (приток Кодымы), в трех километрах от города. Первые письменные упоминания о селе относятся к 18 веку. Название связывают с тем, что жители занимались собиранием сена (а в других селах разве нет?).
Ухожаны. Расположено на левом берегу реки Смолянки (приток Савранки), в 18 км от Балты. Основано в конце 18 века и первоначально называлось Новополь (до 1927 года). Ухожанами названо в честь С.Ф. Ухожанского, первого секретаря сельской комсомольской ячейки, погибшего в 1921 году. Близ села обнаружено поселение трипольской культуры. В 1973 году на территории Крыжовлина найдена золотая чаша эпохи бронзы. Сельсовету подчинены села Воловая (ранее - Ольгопольский уезд, метрические книги сохранились с 1780 г. [5]), Крыжовлин .
Чернече. Основано во второй половине 17 века на холмистых берегах реки Смолянки. Название связывают с существовавшим в соседнем лесу православного монастыря-скита; во время набегов гайдамаков насельники скита покинули его и укрылись в слободе, получившей название Чернече. Как и в большинстве предыдущих сел, тут обнаружено поселение трипольской культуры.
Шляховое. Расположено на реке Смолянке, в 20 км. от районного центра. Население - 800 человек. Сельсовету подчинены села Кринички, Ракулово (по имение первого поселенца- молдаванина Ракова). Основано в 18 веке на шляху из Умани в Одессу. Вблизи Шляхового и Ракулова обнаружены поселения трипольской культуры. Возле села Кринички расположен физико-географический стационар, организованный в 1980 году для изучения ландшафтов и режима чрезмерно увлажненных земель, а также их мелиорации.
Использованные источники (если в тексте не указан - использованы данные [4]:
1. Бойко Е., Ухожанский М., Цванг С. Балта: Путеводитель. - Одесса: Маяк, 1981.
2. Жарких М.І. Храми Поділля. База даних http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/xramypod/01balta.html
3. Историко-хронологическое описание церквей Епархии Херсонской и Таврической. - Одесса, 1848.
4. История городов и сел УССР. Одесская область. - Киев: Главная редакция УСЭ, 1978.
5. Family Search. Church of Jesus Christ of Latter Day Saints
6. Скальковский А. Биография Одесской железной дороги / Труды Одесского статистического комитета. - Вып.1. - Одесса, 1865.
7. Добролюбский А.О. Тайны причерноморских курганов. - Одесса: Маяк, 1989. - 224 с.
8. Сапожников И.В., Сапожникова Г.В. Запорожские и черноморские казаки в Хаджибее и Одессе. - Одесса: ОКФА, 1998. - 272 с.