Сведения о первых евреях здесь современны первым упоминаниям о Палиево Озере, Юзефгроде и турецкой Балте. Уже в те времена здесь преобладали евреи-ашкенази, хотя было и небольшое число сефардов, а также караимы. С 18 века еврейская община города была преимущественно хасидской. Есть основания предполагать, что город посещал сам Израель Баал-Шем-Тов (Бешт), основатель хасидизма.
|
||
В основе деятельности евреев города была торговля и ремесленное дело. Порой еврейским коммерсантам приходилось выдерживать конкуренцию со старообрядческими предпринимателями, также занимавшими значительную нишу в торговом обороте Подолии.
Рекрутский лист (семья Мясковских), 1846, Балтский уезд
(Ист.: Following the Paper Trial/ by prof. ChaeRan Y Freeze / Avotaynu vol. 13 No 1. Spring 1997)
К началу 20 века около среди занятий балтских евреев относилися: аптекарское дело (10 из 10 человек, в т.ч. Беренштейн Абр.Лейб., Фишманы М. и Я.А., Карп Лейб и др.), бакалея (Брагарник Л., Ангерт Ш.Л., Балтер И., Дехтярь Шифра, Зализняк Хая, Кельберт Рухля, Меламуд Ента, Сипитенер Дув и др.), галантерея (Мильгором Абр.Л., Фельдман Хана-Лея М. и др - всего 32 фамилии), гостиничное дело (например, отель "Берлин" - Гавиносер и Литман, "Пассаж" - Бердичевский Фроим Ицкович), мануфактура (Броун А.С., Ямпольский С.М. и др.), скупкой яиц занимался Балагула Н.С., Борсуцкий Ш. И.
Долгие годы Балта оставалась одним их крупных зерноторговых центров. Этому способствовала деятельность многих ее жителей, в ихчисле - Бендерский М., Губерман Исер Иоселевич, Комисаренко Арон, Савранский И.М., Шарф Хаим Иоселевич, Представители фамилий Немировские, Рабиновичи, Ройзенберги. и др.
Солью и параллельно, почему-то, дегтем занимались Выховальник Арон и Ривка Юхтман. Свои типографии имели Дорф Ш.М. (Купеческая ул.), Шапиро и Пойенкер Л. (Большая Купеческая, 6). До сих пор во многих семьях хранятся фотографии, сделанные Я. Дорфом, чей салон был в доме Миркиса на Б.Купеческой ул.
Заказать гнутую мебель можно было у Хаима Янкелевича Клейнмана, а обувь - в мастерской Гурвица Шимона Гершковича. Готовым платьем торговали Гольдин Арон Мошкович и Давид Розенталь. Бриллиантовое ожерелье или другие драгоценности могли изготовить Ройзенгурт Вольф, Ладыженский Ицко, Медведев Иойна.
О здоровье жителей города могли побеспокоится и балтские врачи: Байтальский Израиль Львович, Бранденбургский Герш Нутович, Коломеец Элий Н., Гамарник С.Я., Фишман Ева Ароновна. Существовала и еврейская больница.
Фрагмент конверта, 1905 г.
б.Балтская еврейская больница
Прекрасным описанием жизни предреволюционной Балты являются воспоминания известного антропонимика А.С. Приблуды, чей отец занимался переплетным делом, а впоследствии - и книготорговлей. Причем последняя стала особо прибыльной по мере расширения сети учебных заведений города.
б. Талмуд-Тора
"Для еврейских детей, обучение которых в гимназиях и высшеначальном училище было ограничено процентной нормой, существовало казенное одноклассное еврейское училище - основной рассадник русской грамоты. Было много хедеров, частных школ и Талмуд-Тора, где в мои годы наряду с традиционным еврейским обучением Библии и молитвам дети получали также некоторые знания из области русской грамоты и арифметики.
Большое двухэтажное здание Талмуд-Торы было выстроено на средства местного богача, умершего бездетным, и в нем учились в основном сироты, получавшие в школе и бесплатные завтраки за счет общественной благотворительности."
До революции в городе насчитывалось несколько десятков синагог и молельных домов. Казенным раввином в 1914 г. был Моисей Гершович Розенблат. Позволим себе снова процитировать здесь воспоминания упоминаемого выше автора .
"Синагог в городе много, около двух десятков. За маленьким базарчиком есть даже специальная синагогальная улица, «ди шил гас». Здесь – главная городская с расписанным знаками Зодиака потолком. Во время осенних праздников здесь справляется богослужение с помощью хора певчих мальчиков. В ней выступают и заезжие канторы, слушать которых стекаются со всех синагог. Во время праздников сюда заглядывает и пристав, чтобы присутствовать при исполнении молебна – «ми шеберех» - во здравие Государя Императора и всего царствующего Дома. Рядом с главной синагогой по обе стороны разместились молитвенные дома портных и мясников. Здесь их профцентры, здесь, кроме отношений с Б-гом, часто обсуждаются и довольно мирные дела. Мясники грубияны, зато портные иногда отличаются тонким пониманием синагогальной музыки и любят слушать заезжих канторов. Несколько дальше – две хасидские синагоги: Бершадская и Садогурская. В них молятся наиболее знатные и набожные прихожане. На возвышении – здание Савранской синагоги с широким балконом. Синагоги и молитвенные дома «клойзы» были и в других частях города: Тальненская. Кодымская. Свои наименования синагоги получили от наименования местечек, откуда переехали в Балту их первые прихожане. В каждй синагоге свой кантор, свои старосты «габоим», свой служк а «шамес», свои почетные прихожане, сидящие на Восточной стороне и свои бедняки, ютящиеся у печки или около входа.
Бывшая Савранская синагога
Синагоги помимо своей основной функции – служить местами
общественного богослужения на протяжении веков служили также своеобразными
клубами, где протекала вся общественная и культурная жизнь еврейского населения.
Даже и в мои детские годы прихожане одной синагоги знали хорошо друг друга,
переживали общие радости и горести, ходили друг к другу в гости и на семейные
торжества. По субботам и праздникам посещение синагоги означало встречу с
наиболее близкими знакомыми и друзьями. Здесь во время перерывов в богослужении
взрослые кучками стояли во дворе и вели свои беседы, а дети затевали свои игры.
Семья Цвангов
(Маркус Цванг, с женой
и детьми, из архива B.Bercovich).
Уменьшение еврейской общины наметилось уже во второй половине 19 века и связана с перемещением населения в более крупные центры (Одесса, Киев), началом эмиграции евреев из страны (в США, Аргентину и др.), а также и в Палестину как следствие расцвета идей сионизма, одним из ведущих центров которого в Подолии считалась Балта. Способствовало этому и снижение значимости города как торгового центра.
Эмиграционные идеи получили мощный стимул в результате балтского погрома (1882), получившего широкую огласку (см. ссылки ниже).
так представляла себе погром в Балте 1882 г. французская пресса
Гражданская война принесла волну погромов. Особенно отметлись на этом поприще петлюровцы, хотя С. Петлюра в своих официальных обращениях и призывал воздержаться от них. Предположим, что он просто не вполне управлял своей армией. Под предлогом мести за убитых родных во время петлюровских погромов в Балте бывший житель города убил Семэна Петлюру на одной из парижских улиц, демонстративно сдавшись властям. Хотя французский суд и оправдал убийцу, многое в этой истории остается неясным. Однако это уже друrая тема.
После начала Великой Отечественной войны в Балту прибыли беженцы из Бессарабии. Некоторое количество евреев города успело эвакуироваться. 5 августа немецкие и румынские войска оккупировали город. 7 августа в Балте было убито около 200 евреев (60 местных, 140 беженцев из Бессарабии).
Город вошел в состав новой административной единицы - Транснистрии. Осенью-зимой 1941 г. в Балту было депортировано около полутора тыс. евреев Бессарабии. В декабре 1941 г.создано гетто, в котором было заключено около четырех тыс. человек. В июле 1942 г. прибыло еще 200 бессарабских евреев. Многие из жителей гетто, особенно из числа беженцев и депортированных, погибли от голода и болезней. Всего в Балтском районе были созданы 41 гетто и концентрационный лагерь.
В конце 1941 г. 1500 евреев были высланы в Винницкую область, где содержались в концентрационных и рабочих лагерях Ободковского и Тростянецкого районов. Из них в Балту вернулись около 500 человек. Весной 1943 г. работоспособных евреев из Балты отправили в район Николаева в распоряжение организации «Тодт». В конце 1943 г. выжившим было разрешено вернуться в Балту. В декабре в гетто было расстреляно 83 человека.
Во главе подпольного горкома города стояла профессор Одесского университета Татьяна Фридман, присланная одесским подпольным обкомом. Из 56 подпольщиков, расстрелянных в марте 1944 г., было 11 евреев, в том числе Татьяна Фридман.
О периоде оккупации рассказывает Семен Цванг в четвертой главе книги "ДИКИЙ ОГОНЬ" - ГЕРОИ БАЛТСКОГО ГЕТТО
После освобождения в марте 1944 г. в Балте насчитывалось немногим более 2700 евреев.
В 1945 г. по просьбе верующих была вновь открыта синагога (по адресу :
ул.Пролетарская,8, раввин Л. Охштандт
(р.1861)). В 1959 г. в Балте проживало около двух тыс. евреев (11,2%
Тенденция к уменьшению численности еврейского населения города в последующем сохранялась.
В итоге, выходцы из Балты оказались в разных городах мира, где им удалось не только прочно занять свое место, но и прославить родной город (см. страницу Персоналии).
По данным последней переписи населения Украины в городе насчитывается 145 евреев на 14 000 человек (по данным сайта http://www.vaadua.org/Soziologya/Perepys/Odessk.htm), что само по себе и в сравнении с “раньшими” временами, конечно, не много, однако по сравнению с большинством других местечек и городов современного Подолья - это значительная община.
БПредседатель иудейской религиозной общины Балты -
В. Винярский. Балтское отделение Благотворительного еврейского центра "Хесед" оказывает необходимую помощь всем нуждающимся.
Динамика еврейского населения города
Год Количество 1863 8
413 1897 13
234 1926 9
116 1938 11
000 1944 3000 Источники: http://motlc.wiesenthal.com/text/x02/xr0262.html
- link_05 Дополнительная
информация Жизнь еврейской
общины города в начале 20 века: Балтский погром: 1. А.
Зельцер (Иерусалим) ПОГРОМ В БАЛТЕ 2. Балтский
погром 1882
года Балтское гетто: 1. Транснистирия:
евреи в аду
4.
Ефим Нильва. Незабываемое
(воспоминания) Ссылки по иудаике: Центральный
еврейский портал
2. О
спасении детей из гетто Транснистирии
3. Петр
ЕФИМОВ: ПАМЯТЬ (История семьи Аркадия
Шухата)
Умань
- Бресловский (Брацлавский) хасидизм
Любавичский
хасидизм
Zemerl
- база данных еврейских песен
Все
для клезмеров
Изучение
идиш по интернету
Одесский центр еврейского самообразования МОРИЯ
Евреи Украины. Каталог
ссылок (на англ.)
Фотогалерея
Михаила Хейфеца