Балтские евреи

Сведения о первых евреях здесь современны первым упоминаниям о Палиево Озере, Юзефгроде и турецкой Балте. Уже в те времена здесь преобладали евреи-ашкенази, хотя было и небольшое число сефардов, а также караимы.

С 18 века еврейская община города была преимущественно хасидской. Есть основания предполагать, что город посещал сам Израель Баал-Шем-Тов (Бешт), основатель хасидизма.

С конца 18 и до начала 20 века еврейское население города составляло абсолютное большинство (от 50 до 80 % в разное время). Росту населения способствовало удачное расположение города на перекрестке важных торговых путей, связывавших сначала Речь Посполитую, а затем и Российскую империю с Причерноморьем и Бессарабией.

В основе деятельности евреев города была торговля и ремесленное дело. Порой еврейским коммерсантам приходилось выдерживать конкуренцию со старообрядческими предпринимателями, также занимавшими значительную нишу в торговом обороте Подолии.

Рекрутский лист (семья Мясковских), 1846, Балтский уезд 

(Ист.: Following the Paper Trial/ by prof. ChaeRan Y Freeze / Avotaynu vol. 13 No 1. Spring 1997)

К началу 20 века около среди занятий балтских евреев относилися: аптекарское дело (10 из 10 человек, в т.ч. Беренштейн Абр.Лейб., Фишманы М. и Я.А., Карп Лейб и др.), бакалея (Брагарник Л., Ангерт Ш.Л., Балтер И., Дехтярь Шифра, Зализняк Хая, Кельберт Рухля, Меламуд Ента, Сипитенер Дув и др.), галантерея (Мильгором Абр.Л., Фельдман Хана-Лея М. и др - всего 32 фамилии), гостиничное дело (например, отель "Берлин" - Гавиносер и Литман, "Пассаж" - Бердичевский Фроим Ицкович), мануфактура (Броун А.С., Ямпольский С.М. и др.), скупкой яиц занимался Балагула Н.С., Борсуцкий Ш. И.

Долгие годы Балта оставалась одним их крупных зерноторговых центров. Этому способствовала деятельность многих ее жителей, в ихчисле - Бендерский М., Губерман Исер Иоселевич, Комисаренко Арон, Савранский И.М., Шарф Хаим Иоселевич, Представители фамилий Немировские, Рабиновичи, Ройзенберги. и др.

Солью и параллельно, почему-то, дегтем занимались Выховальник Арон и Ривка Юхтман. Свои типографии имели Дорф Ш.М. (Купеческая ул.), Шапиро и Пойенкер Л. (Большая Купеческая, 6). До сих пор во многих семьях хранятся фотографии, сделанные Я. Дорфом, чей салон был в доме Миркиса на Б.Купеческой ул.

Заказать гнутую мебель можно было у Хаима Янкелевича Клейнмана, а обувь - в мастерской Гурвица Шимона Гершковича. Готовым платьем торговали Гольдин Арон Мошкович и Давид Розенталь. Бриллиантовое ожерелье или другие драгоценности могли изготовить Ройзенгурт Вольф, Ладыженский Ицко, Медведев Иойна.

О здоровье жителей города могли побеспокоится и балтские врачи: Байтальский Израиль Львович, Бранденбургский Герш Нутович, Коломеец Элий Н., Гамарник С.Я., Фишман Ева Ароновна. Существовала и еврейская больница.

 

Фрагмент конверта, 1905 г.

 

б.Балтская еврейская больница

Прекрасным описанием жизни предреволюционной Балты являются воспоминания известного антропонимика А.С. Приблуды, чей отец занимался переплетным делом, а впоследствии - и книготорговлей. Причем последняя стала особо прибыльной по мере расширения сети учебных заведений города.

 

б. Талмуд-Тора

"Для еврейских детей, обучение которых в гимназиях и высшеначальном училище было ограничено процентной нормой, существовало казенное одноклассное еврейское училище - основной рассадник русской грамоты. Было много хедеров, частных школ и Талмуд-Тора, где в мои годы наряду с традиционным еврейским обучением Библии и молитвам дети получали также некоторые знания из области русской грамоты и арифметики.

Большое двухэтажное здание Талмуд-Торы было выстроено на средства местного богача, умершего бездетным, и в нем учились в основном сироты, получавшие в школе и бесплатные завтраки за счет общественной благотворительности."

 

 

 

До революции в городе насчитывалось несколько десятков синагог и молельных домов. Казенным раввином в 1914 г. был Моисей Гершович Розенблат. Позволим себе снова процитировать здесь воспоминания упоминаемого выше автора .

"Синагог в городе много, около двух десятков. За маленьким базарчиком есть даже специальная синагогальная улица, «ди шил гас». Здесь – главная городская с расписанным знаками Зодиака потолком. Во время осенних праздников здесь справляется богослужение с помощью хора певчих мальчиков. В ней выступают и заезжие канторы, слушать которых стекаются со всех синагог. Во время праздников сюда заглядывает и пристав, чтобы присутствовать при исполнении молебна – «ми шеберех» - во здравие Государя Императора и всего царствующего Дома. Рядом с главной синагогой по обе стороны разместились молитвенные дома портных и мясников. Здесь их профцентры, здесь, кроме отношений с Б-гом, часто обсуждаются и довольно мирные дела. Мясники грубияны, зато портные иногда отличаются тонким пониманием синагогальной музыки и любят слушать заезжих канторов. Несколько дальше – две хасидские синагоги: Бершадская и Садогурская. В них молятся наиболее знатные и набожные прихожане. На возвышении – здание Савранской синагоги с широким балконом. Синагоги и молитвенные дома «клойзы» были и в других частях города: Тальненская. Кодымская. Свои наименования синагоги получили от наименования местечек, откуда переехали в Балту их первые прихожане. В каждй синагоге свой кантор, свои старосты «габоим», свой служк а «шамес», свои почетные прихожане, сидящие на Восточной стороне и свои бедняки, ютящиеся у печки или около входа.

Бывшая Савранская синагога

Синагоги помимо своей основной функции – служить местами общественного богослужения на протяжении веков служили также своеобразными клубами, где протекала вся общественная и культурная жизнь еврейского населения. Даже и в мои детские годы прихожане одной синагоги знали хорошо друг друга, переживали общие радости и горести, ходили друг к другу в гости и на семейные торжества. По субботам и праздникам посещение синагоги означало встречу с наиболее близкими знакомыми и друзьями. Здесь во время перерывов в богослужении взрослые кучками стояли во дворе и вели свои беседы, а дети затевали свои игры. "

 

Семья Цвангов
(Маркус Цванг,  с женой и детьми, из архива B.Bercovich).

 

Уменьшение еврейской общины наметилось уже во второй половине 19 века и связана с перемещением населения в более крупные центры (Одесса, Киев), началом эмиграции евреев из страны (в США, Аргентину и др.), а также и в Палестину как следствие расцвета идей сионизма, одним из ведущих центров которого в Подолии считалась Балта. Способствовало этому и снижение значимости города как торгового центра.

Эмиграционные идеи получили мощный стимул в результате балтского погрома (1882), получившего широкую огласку (см. ссылки ниже).


так представляла себе погром в Балте 1882 г. французская пресса
Гражданская война принесла волну погромов. Особенно отметлись на этом поприще петлюровцы, хотя С. Петлюра в своих официальных обращениях и призывал воздержаться от них. Предположим, что он просто не вполне управлял своей армией. Под предлогом мести за убитых родных во время петлюровских погромов в Балте бывший житель города убил Семэна Петлюру на одной из парижских улиц, демонстративно сдавшись властям. Хотя французский суд и оправдал убийцу, многое в этой истории остается неясным. Однако это уже друrая тема.

После начала Великой Отечественной войны в Балту прибыли беженцы из Бессарабии. Некоторое количество евреев города успело эвакуироваться. 5 августа немецкие и румынские войска оккупировали город. 7 августа в Балте было убито около 200 евреев (60 местных, 140 беженцев из Бессарабии).

Мемориал погибшим 7 августа 1941

Город вошел в состав новой административной единицы - Транснистрии. Осенью-зимой 1941 г. в Балту было депортировано около полутора тыс. евреев Бессарабии. В декабре 1941 г.создано гетто, в котором было заключено около четырех тыс. человек. В июле 1942 г. прибыло еще 200 бессарабских евреев. Многие из жителей гетто, особенно из числа беженцев и депортированных, погибли от голода и болезней. Всего в Балтском районе были созданы 41 гетто и концентрационный лагерь.

В конце 1941 г. 1500 евреев были высланы в Винницкую область, где содержались в концентрационных и рабочих лагерях Ободковского и Тростянецкого районов. Из них в Балту вернулись около 500 человек. Весной 1943 г. работоспособных евреев из Балты отправили в район Николаева в распоряжение организации «Тодт». В конце 1943 г. выжившим было разрешено вернуться в Балту. В декабре в гетто было расстреляно 83 человека.

Во главе подпольного горкома города стояла профессор Одесского университета Татьяна Фридман, присланная одесским подпольным обкомом. Из 56 подпольщиков, расстрелянных в марте 1944 г., было 11 евреев, в том числе Татьяна Фридман.

О периоде оккупации рассказывает Семен Цванг в четвертой главе книги "ДИКИЙ ОГОНЬ" - ГЕРОИ БАЛТСКОГО ГЕТТО

После освобождения в марте 1944 г. в Балте насчитывалось немногим более 2700 евреев.

В 1945 г. по просьбе верующих была вновь открыта синагога (по адресу : ул.Пролетарская,8, раввин Л. Охштандт (р.1861)). В 1959 г. в Балте проживало около двух тыс. евреев (11,2% от всего населения); в 1970 г. — около 1400 (6,9% от всего населения), в 1979 г. — около 800 евреев (3,7%). Согласно переписи 1989 г., в Балтском районе насчитывалось 500 евреев.

Тенденция к уменьшению численности еврейского населения города в последующем сохранялась.

В итоге, выходцы из Балты оказались в разных городах мира, где им удалось не только прочно занять свое место, но и прославить родной город (см. страницу Персоналии).

По данным последней переписи населения Украины в городе насчитывается 145 евреев на 14 000 человек (по данным сайта http://www.vaadua.org/Soziologya/Perepys/Odessk.htm), что само по себе и в сравнении с “раньшими” временами, конечно, не много, однако по сравнению с большинством других местечек и городов современного Подолья - это значительная община.

БПредседатель иудейской религиозной общины Балты - В. Винярский. Балтское отделение Благотворительного еврейского центра "Хесед" оказывает необходимую помощь всем нуждающимся.

Динамика еврейского населения города

Год

Количество

1863

8 413

1897

13 234

1926

9 116

1938

11 000

1944

3000

Источники: http://motlc.wiesenthal.com/text/x02/xr0262.html - link_05

Дополнительная информация

Жизнь еврейской общины города в начале 20 века:

Воспоминания Абрама Приблуды

Балтский погром:

1. А. Зельцер (Иерусалим) ПОГРОМ В БАЛТЕ  2. Балтский погром 1882 года

 Балтское гетто:

1.  Транснистирия: евреи в аду
2. О спасении детей из гетто Транснистирии
3. Петр ЕФИМОВ: ПАМЯТЬ (История семьи Аркадия Шухата)

4. Ефим Нильва. Незабываемое (воспоминания)

 

Ссылки по иудаике:

Центральный еврейский портал
Умань - Бресловский (Брацлавский) хасидизм
Любавичский хасидизм
Zemerl - база данных еврейских песен
Все для клезмеров
Изучение идиш по интернету
 Одесский центр еврейского самообразования МОРИЯ
Евреи Украины. Каталог ссылок (на англ.)
Фотогалерея Михаила Хейфеца

 На главную

SpyLOG bigmir)net TOP 100  

Сайт управляется системой uCoz