Город БАЛТА. Неофициальный сайт > История города и края 


герб балты

ВБМФБ

Балта: город и район. Исторический экскурс

Задолго до того времени, к которому относятся первые документы, подтверждающие существование Балты, на этих землях селились или кочевали люди.

На территории города были обнаружены три поселения эпохи бронзы (II тысячелетие до нашей эры). . 

Прим.:  Бронзовый век - один из трех веков общей археологической периодизации (каменный, бронзовый, железный). Эпоха распространения бронзы (сплав меди и олова в соотношении 9:1). Литье бронзовых орудий требовало редко встречающегося олова, что привело к развитию торговли и распространению технических новинок и знаний.

На территории района обнаружены многочисленные стоянки IV и III тысячелетий до нашей эры. Древнейшими жителями края являлись скифы, киммерийцы, славяне.

В конце 2 века н.э. на Подолию и Волынь пришли племена готов, археологическим эквивалентом которых считаются памятники вельбарской культуры, которые вытеснили на этот период памятники зубрицкой и позднезарубинецкой культур. Все памятники этих культур внезапно прекратили свое существование в последней четверти II в. н. э. сменились поселениями вельбарской культуры.

 

Краткая археологическая карта Балтского района

поселения эпохи неолита

поселения медного века

поселения эпохи бронзы
бескурганный могильник эпохи бронзы
клад эпохи бронзы
могильники гето-фракийцев 3-4 в.в. до н.э.
поселения черняховской культуры
могильники черняховской культуры
золотая ваза 2 тыс. до н.э.
киммерийский меч

Предполагается, что именно здесь, а не в Северном Причерноморье, как считалось ранее, осуществился раздел народа готов на две части (остроготов и везеготов). Основу остроготов составляло племя грентунгов во главе с родом Амалов, а ядро везеготов - племя тервингов во главе с родом Балтов (сходство с названием города скорее всего случайность, хотя кто знает…).

Вместе с готами в эти места проникал и другие германские племена с севера и запада Европы. Письменные источники сохранили имена боранов, герулов, бургундов. Происходил процесс формирования разноэтнического военного союза под предводительством готов, в который втягиваются и местные племена.

К концу IV в. под давлением гуннов готы оставили земли Лесостепной части Украины и отошли на Балканы, и дальше, в юго-западную и западную Европу, частично в Крым. Именно в это время прекращают свое функционирование памятники вельбарской культуры на Волыни, Подолии, Поднепровье, как и памятники черняховской культуры в остальных регионах Украины.

Готы, проживавшие в Украине от конца II до рубежа IV-V вв., оставили здесь заметные следы. Если в экономической деятельности, культуре они стояли на более низком уровне, чем местное население и перенимали от него навыки хозяйствования, то в политической, военной организации общества стояли намного выше племен Восточной Европы. Это преимущество позволило готам подчинить их своему политическому господству и удерживать его на протяжении длительного времени. В археологическом материале это явление выразилось в возникновении и существовании одной из наиболее ярких культур Европы - черняховской культуры. Теперь уже общепринято считать, что костяком этой культуры была готская политическая структура, а ее телом экономика, направленная. на торговлю с Римом через посредничество готов, войны и грабежи (Козак Д.Н. Готы).

В 1Х-Х1 веках эти земли (основную часть населения составляли племена уличей и тиверцев) входили в состав Киевской Руси . 

В ХІV - в составе литовского государства, объединявшего под своим началом значительную часть территории  Руси и доходившего вплоть до  берегов Черного моря;  с 1569 года,  после объединения Польши и Литвы, - часть Речи Посполитой (в переводе - республика).

Точная дата первого поселения на территории города неизвестна. Первые достоверные упоминания о существовании на этой территории небольшого городка или деревни относиться уже к 30-м годам 17 века (хотя есть мнение о существовании Балты уже в 15-16 веках). Собранные в конце 18 века материалы, ссылаясь на рассказы местных жителей, говорят, что в 30-х годах 17 века, по велению князя Любомирского, было основано селение, названное Палиевым (Палиевым Озером): "...В сем местечке прежде находящегося, которое Палиовым названное от имени одного козака, шалашами с двора пивоварницкими подле сего озера над речкою прежде обитавшего, называемого Палием". Осадчим местечка в те годы был еврей Додис Шмулиович. На противоположной стороне реки возникает селение под названием "Фокшаны" (примерно там, где в настоящее время расположен район города под названием "Молдаванка").

Первоначально земли по обе стороны реки Кодыма были собственностью князей Любомирских, одного из богатейших родов в Речи Посполитой. Однако после Бучацкого договора и до 1699 г. граница между Речью Посполитой и Османской империей располагалась намного севернее.

В 1699 году по Карловицкому соглашению часть территорий, ранее отошедших к Турции, были возвращены Польше, и с этого года граница между двумя государствами в районе нынешней Балты проходила по реке Кодыма.

Уже к 1699 началось строительство князем Иосифом (Юзефом) Любомирским польской крепости на левом берегу Кодымы, названной в честь него Юзефгрод (правильнее Юзефгруд; в некоторых публикациях упомянут как Юзефград и Йозефгород). Согласно административному делению Речи Посполитой, город относился к Брацлавскому воеводству. 

Возникновение турецкой части города на правом берегу Кодымы обычно относят к 1740-м годам (согласно мнению историка Скальковского). Тогда же началось строительство и турецкой крепости, названной "Балта". Название это, по одним источникам, происходит от рода вооружения турецкой армии типа секиры под названием "барта", по мнению других - от болотистой местности, в районе которой и возникло первое поселение. В эти времена в турецкой Балте также проживала значительная армянская община, возглавляемая гатманом (глава общины). В 40- 50-е годы неподалеку от Балты возникают слободы Гольма и Перелеты, ныне являющиеся селами Балтского района. "... обитатели находятся под ведомством гетмана Волосского (ханского каймакана - ред.), в откуп которому с них взимается в год со всякого прибытка скотского и промышленного десятая доля" - сообщал современник.

Появление этих и других слобод (Кривое Озеро, Голта, Ясеневое, Гидирим, Бобринец Малый и Большой и др.) связывают с присоединением Заднепровской Украины к Российской империи, в результате чего часть местного населения переселилась - попросту бежала от "освободительной" армии Российской империи - в так называемую Очаковскую область - территорию между Бугом и Днестром, куда частично входила и территория нынешнего Балтского района. Турецкое правительство содействовало заселению данного региона. На первое время жители т.н. ханских слобод освобождались от налогов, хотя впоследствии платили десятую долю своих доходов. Население слобод составляли украинцы, молдаване, евреи, русские, армяне.

УФБТППВТСДЮЕУЛЙК ИТБН

Старообрядческая церковь

К концу 17 - 18 векам относится и переселение в эти места русских староверов. Староверы селились преимущественно на землях, подвластных туркам, а не полякам. Так, поселения староверов отмечаются на территориях, находящихся к югу от польско-турецкой границы после Бучацкого договора. Появление значительного количества староверов на территории Речи Посполитой произошло после подписания Карловицкого соглашения (1699). Польские власти не препятствовали староверам и относились к ним благосклонно.

В 17 и 18 веках город (обе его исторические части - Балта и Юзефгрод) становится жертвой постоянных русско-турецких и русско-польских войн, вооруженных восстаний и разбойничьих набегов. Особенно напряженным в этом отношении выдался 1768. В начале марта этого года, отступая под натиском российских войск, в Юзефград, а затем и на турецкую территорию, в крепость Балту, отступили Барские конфедераты - оппозиционная конфедерация, провозглашенная польской верхушкой, недовольной действиями своего пророссийски настроенного короля. 5 марта русские войска "нечаянно" перешли турецкую границу и ворвались в Балту. Турецкое правительство поспешило объявить России войну. Императрица Екатерина II уверяла Порту в неодобрении ею действий российских войск. Но пятая по счету, русско-турецкая война все же началась, поскольку в ней были заинтересованы правительства обеих стран.

В этом же году, буквально через несколько месяцев, во время восстания гайдамаков, значительное количество евреев бежало на территорию Балты, под защиту турецких властей. Часть из них была настигнута в степи возле города (июль, 1768). В последующем и сам город подвергся нападению и разграблению отрядами гайдамаков под предводительством печально известного Максима Железняка. В довершение ко всем ненастьям город посетила эпидемия чумы. В 1769 году отряд российского военачальника Прозоровского с целью опустошения тыла врага сжег приграничную крепость Балту и окрестные селения.

Возрождение Юзефгрода начинается в 70-е годы, когда сын Станислава Любомирского, Александр, получает от отца в свое распоряжение часть имений. В 1776 году он перестраивает крепость. В этом же году город получил магдебургское право - особенные правовые нормы самоуправления. Магдебургское право, в частности, предполагало наличие у города особого герба "для опечатывания дел городских и судебных". Право даровать герб принадлежало монарху - польскому королю. Гербы того времени чаще всего имели изображения святых, архитектурных сооружений, родовых эмблем или вензелей.

Герб Юзефгрода представлял собой инициалы Александра Любомирского на гербовом щите: "А.L.". Процедура дарования герба отмечалась торжественностью. Город получил от монарха - короля Станислава-Августа - особенный документ, содержащий описание и рисунок герба, а также текст о назначении его для "опечатывания дел городских", с добавлением "чтобы самостоятельным гербом город гордился".

 

герб Юзефгрода

Чумацкий воз 

(с акварели Н.С. Самокиша)

Торговое значение города в 18 веке было большим, поскольку Балта размещалась на торговой дороге, ведущей из Подолии, Волыни, Киевщины к берегам Черного моря. Туда, к турецким городам, таким как Очаков и Хаджибей, тянулись караваны с товарами, прежде всего с хлебом. Еще тогда дорога, ведущая к югу, получила название Балтской. Ею пользовались и ногайские татары, часто посещавшие уже тогда знаменитые продажею украинского и ногайского скота балтские ярмарки, и польские магнаты, имевшие свои торговые представительста в Хаджибее, русские, украинские, еврейские и армянские купцы... Официальной королевской грамотой в Юзефгроде разрешались две ежегодные ярмарки: Майская и Петропавловская



пограничный мост между Балтой и Юзефгрудом, 1781, рис. Г.Мюнтца

 

Женская одежда 18 века

В 1791 году согласно Ясскому мирному договору турецкий городок Балта отходит Российской империи, а в 1793 году Юзефград (вскоре переименованный в Еленск) и другие земли Любомирских были проданы и также вошли в состав российского государства. Балта входила в состав Екатеринославского наместничества, а Еленск - Вознесенского. В 1797 году Еленск и Балта были официально объединены в один город - Балту, которая стала уездным центром Подольской губернии.

(по А.Ригельману)

В первой половине 19 века Балта становится одним из крупнейших торговых центров юга Украины. Этому способствовало ее выгодное положение на перекрестке важных торговых путей из Левобережной Украины в Бесарабию, Молдавию, Валахию и к черноморским портам.

 

Юзеф Брандт (1841-1915)

Ярмарка в Балте (ок.1870)

 

 

В городе регулярно проходило 6 ярмарок, товарооборот которых быстро возрастал: первая - 20 апреля, в день святого Георгия; вторая - 29 июня, в праздник Петра и Павла; третья - 6 августа, на Преображение; четвертая - 1 января, на Василия Великого, и самая известная - Троицкая ярмарка. Здесь торговали пшеницей, скотом, салом, шерстью, кожей. Троицкая ярмарка была знаменита главным образом продажей лошадей.

СТНБТЛБ Ч вБМФЕ

Йозеф Хельмонский.

Лошадиная ярмарка в Балте. 1879

Варшава, Национальный музей.

http://artyzm.com/JosefChelmonski.htm  

 

костел св. Станислава

В начале 19 века в Балте существовало три православных церкви. Одна из них, Архистратига Михаила, была "возвращена" униатами православным, вторая - обращена из униатской часовни в православный храм Рождества пресвятой Богородицы. Здесь же, на левой стороне города (бывший Юзефгрод), располагался костел св. Станислава, существующий до сих пор. Возле него размещались старые дома, каменный дворец, ранее принадлежавший Любомирским (ныне - педагогическое училище). 

В царское время в здании дворца находились комиссариат, провиантский магазин, казарма, городская управа, женская гимназия. В первой половине 19 века в городе уже существовали три еврейские школы. В русской слободе, называемой ныне "Кацапщина" (кацапами в Подолии называли старообрядцев), существовали старообрядческие церкви. В городе находилось много торговых заведений: на рубеже 18-19 веков в Балте насчитывалось 144 лавки, принадлежавших преимущественно старообрядцам и евреям.

Среди особ духовного звания, живших в Балте в первой половине 19 века, особую известность получили балтские священнослужители Феодосий Левицкий и Федор Лисевич, приглашенные ко двору Александра 1 для толкования Апокалипсиса.

 

В 1852 году , 20 июля городу был присвоен новый герб.

В верхнем поле - герб Подольской губернии, в нижнем - золотой сноп с золотым кадуцеем.

Герб увенчан городской короной с тремя башнями.

К началу 50-х годов 19 века в городе работали больница, аптека, открылось двуклассное училище, построено здание театра, где выступали приезжие актеры.

Накануне реформы 1862 года в Балте работали 23 небольших завода, из них 6 свечесальных, 8 салотопных, 2 мыловаренных, пивоваренный, 6 кирпичных.

В 1865 г. вошла в строй первая на Украине железная дорога Одесса-Балта, связавшая юго-западные сельскохозяйственные районы с Одесским портом. С постройкой дороги значительно увеличился товарооборот балтских ярмарок. Железнодорожную станцию построили не в самом городе. "Самая станция... находится в 8 верстах от города, даже не в Подольской, а в Херсонской губернии... Осенью и в начале зимы, в грязь и гололедицу по ней решительно нет проезда." - Так писал современник о станции и дороге между ней и самой Балтой. Но к концу 19 века семейство Борисовых (из старообрядцев) проложили шоссейную дорогу от улицы Купеческой до станции. Дорога эта была платной - специальный работник взимал по 3 копейки за проезд.

В городе постоянно увеличивалось количество промышленных предприятий. К концу 19 века здесь уже работали колбасная, конфетная и табачная фабрики, винокуренный, пивоваренный, 5 кожевенных, чугунолитейный, 8 кирпично-черепичных и известковый заводы. В 1910 в городе насчитывалось 24 фабрики и завода, 197 ремесленных мастерских.

В 1882 году в городе произошел еврейский погром, получивший большой резонанс и усиливший эмиграционные настроения в среде русских евреев. Вскоре после погрома Балта стала одним из ведущих центров сионистского движения Подолии.

                     

             Публикации о балтском погроме 1882 г.:

                              www.jewish-heritage.org/ve13a3r.htm

                             www.jewish.ru/history/histrus/balta.htm

                              Погром в Балте, погромы 1880-х г.г.: мнение А.И. Солженицына

 

Жилой дом (ул. Ломоносова), не сохр.

водовоз (открытка)

Накануне первой мировой войны Балта являлась довольно крупным населенным пунктом. В ней проживало более 28 тысяч человек против 13,9 в 1861 году. В городе периодически вспыхивали пожары (например, в 1892 году убытки от огня составили 56,7 тыс.руб.). Страдали жители и от наводнений. К концу 19 века в городе практиковали 10 врачей. В земской больнице на штатных должностях работали также фельдшер и аптекарь. К 1910 году действовало уже 2 больницы на 95 коек. Персонал больниц состоял из 6 врачей, 13 фельдшеров и акушерок. В городе работали две церковноприходские школы, двуклассное училище, в 1903 г. открылась женская прогимназия, а в 1910 -мужская гимназия и коммерческое училище. В городе работала библиотека.

В 1908 году иеромонах Балтского монастыря Иннокентий объявил себя живым воплощением Святого Духа и положил начало новой секте иннокентьевцев. Это сопровождалось массовым паломничеством в Балту верующих, г.о. молдаван из Бесарабии и соседних губерний. Иннокентий с соратниками проповедовал скорый конец света, практиковал изгнание бесов, исцелял от болезней... Вскоре пошли слухи о разгульной жизни  Иннокентия и его  ближайшего окружения.  Деятельность Иннокентия вызвала недовольство светских и церковных властей, он подвергся преследованиям. 

В 1915 году, во время первой мировой войны, 10 ноября в Балте Николаем П вторым происходил смотр Кавказской кавалерийской дивизии. В своем письме к Императрице (от 12 ноября 1915 года) Николай II называет эти края "очаровательными", "прелестными" и жалеет, что не удалось ими как следует налюбоваться, так как большая часть пути была ночью.

Во время гражданской войны город постоянно переходил из рук в руки. Балта побывала под властью и большевиков, и Директории, деникинских и австро-германских войск. В 1918 году среди австро-германских войск в Балте вспыхнуло восстание. Советская власть окончательно установилась 15 февраля 1920 года.

Балту 1900-1910-х подробно и красочно описывает в своих воспоминаниях известный историк, антропонимик А.С. Приблуда  

В августе 1920 года Балтский уезд вошел в состав новосозданной Одесской губернии. В том же году стала выходит газета "Балтські вісті".

В 1921-1922 годах в селах и городе разместили более 3,5 тысяч переселенцев из Поволжья и Донбасса.

В марте 1923 г. по новому административному делению Балта стала центром одноименного округа и района.

В 1924 к востоку от Днестра была создана Молдавская Автономная Социалистическая республика, где молдаване составляли меньшинство населения. Это образование вошло в состав Украинской ССР. Столицей Молдавской АССР в 1925 стал город Балта, а с 1929 - Тирасполь. В июне 1940 под сильным политическим давлением Румыния уступила Бесарабию СССР. 2 августа 1940 была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая большую часть Бесарабии и значительную (но не всю) часть бывшей Молдавской АССР. Балтский район отошел к Одесской области. Факт непродолжительного пребывания Балты столицей Молдавской АССР дал повод жителям города и района называть Балту "столицей Беcсарабии", что является ошибочным отождествлением Молдавской республики и Бесcарабии. Под Бесcарабией на самом деле понимается исключительно историческая область в междуречье Прута и Днестра. Молдавией исторически считается территория от Черного моря на юге до Буковины на севере и от реки Днестр на востоке до реки Серет на западе, т.е. в настоящее время значительная часть этой территории принадлежит Румынии и Украине. Беcсарабия таким образом является частью Молдавии. Балтский район, как остальные районы, входившие ранее в состав МАССР, в том числе нынешнее Приднестровье, не являются ни Бессарабией, ни Молдавией.

Всего через один месяц с небольшим после начала войны боевые действия развернулись на территории Балтского района. В обороне участвовали части 74-й стрелковой, 9-й и 5-1 кавалерийской дивизий. Особо отличились воины 109-го стрелкового полка, а их командир, А.В. Лапшов, за проявленные "мужество и героизм" был удостоен звания Героя Советского Союза.

Тем не менее, 5 августа 1941 года город был захвачен немецкими войсками, однако 5-й кавалерийской дивизии под командованием П.А. Белова удалось на некоторое время вновь освободить и удерживать город.

Вплоть до своего окончательного освобождения, Балта входила в зону румынской оккупации - Транснистрию. Здесь действовали румынская сигуранца, немецкое гестапо и итальянская военная комендатура.

Город стал центром новой административной единицы - Балтского уезда ( по-румынски- "жудец")

В Балте было создано гетто, ограничено улицами Кузнечной (ныне - Ткаченко), Уварова, Синявской и рядом других. В город также стали сгонять евреев из Румынии, Бессарабии, Украины. Как правило, это было лишь временным  прибежищем перед оправкой в лагеря смерти. Те немногие, кому удавалось остаться в гетто, имели больше шансов выжить. 

Удостоверение, выданное всем евреям, было подписано самим губернатором Транснистрии профессором Алексяну. В нем было написано примерно следующее: "Ф. И. О. ____________ является евреем, проживающим в гетто. Если же он окажется вне гетто без уважительных причин, то будет рассматриваться как шпион и расстрелян по законам военного времени". Несмотря на ужасные условия, созданные для жителей гетто, евреям города повезло больше, чем обитателям других гетто  - ко времени освобождения города в 1944 году в живых оставалось около 3000 человек. Спасению жизни евреев во много способствовала румынская королева Елена, впоследствии признанная как "праведник мира".

Особенно тяжело было в начале и самом конце оккупации, когда всю власть была в руках немцев. Своему спасению остававшиеся жители гетто обязаны быстрому продвижению советских войск.

Доп. информация о периоде оккупации: 

1. Транснистрия: евреи в аду http://archiv.slovo.odessa.ua/arc/308/memor.html  

2. О спасении детей из гетто Транснистрии http://www.holocaust.kiev.ua/bulletin/vip9/vip9_4.htm 

3. Петр Ефимов: Память (История семьи Аркадия Шухата) http://www.vestnik.com/issues/2000/0314/koi/efimov.htm 

4.День памяти жертв Холокоста http://as.baikal.tv/cgi-bin/as/news/news_show.pl?day=2002_04_09&news=5.news 

5.Давид Розенфельд. "Как вы живы остались?" http://berkovich-zametki.com/Nomer45/Rozenfeld1.htm  

По имеющимся данным, подпольная антифашистская организация, включавшая около 120 человек, действовала в Балте с 1942 года. во главе с Т.Б. Брагаренко. Подпольные группы были организованы также в селах Кринички, Пужайково, Савранское, Шляховое, Ракулово.

На территории района действовал и партизанский отряд "Буревестник".

22 марта 1944 года подразделения 25-й дивизии вошли на территорию Балтского района и освободили село Шляховое. 25 марта начались жестокие бои за Балту. 27 марта уже начались уличные бои в городе.

Ранним утром 29 марта советские войска 2-го Украинского фронта пошли на решительный штурм и до 10 часов утра полностью освободили Балту.  

На фронтах Великой Отечественной войны воевали 2351 жителей Балты, из них  погибло более 500.

Семи жителям города Балты и сел района присвоено звание Героя Советского Союза: В.И. Сороке, П.И. Чумаку из Пасицел; Е.П. Мариинскому, Л.М. Галицкому из Балты; О.А. Тряскину из с. Мироны; О.В. Танасийчуку из Березовки; С.Д. Леоницкому из Чернечого. Полными кавалерами ордена Славы стали К.Г. Белоус, В.О. Мотробай, М.М. Шуляченко.

После окончания войны началось возвращение города к мирной жизни: восстановлены поврежденные и разрушенные жилые и общественные здания, пущены в строй промышленные предприятия, вновь заработали школы, больницы.

1 мая 1967

В последующие годы производилось строительство новых жилых зданий, создание промышленных предприятий, магазинов, школ, построено новое здание больницы. Среди предприятий, получивших известность во всем Союзе, следует выделить пущенный в строй в 1980 году молочно-консервный комбинат, широко известный в настоящее время под торговым названием "Ласуня". Его корпуса живописно возвышаются над городом Расширялась сеть культурно-просветительских учреждений, включающая не только дом культуры, но и три клуба, два кинотеатра, библиотеки.

В постперестроечные годы, несмотря на экономические трудности, жителям города удалось в основном сохранить потенциал, накопленный за все предыдущие годы. Активно развивается малый и средний бизнес, работают клубы, национально-общественные организации...

Ну, а чтобы узнать подробнее о настоящем города - приезжайте!

                                                       Приложение

      Динамика населения города

Год

Население, человек

1803

10 000

1849

9 810

1860

14 154

1891

33.743

1900

23 393

1913

28 000

1938

23 000

1990-е

По разным данным, от 22 до 30 тыс.

200-е

По разным источникам, 14000 или 21000

 

На главную

  bigmir)net TOP 100

Сайт управляется системой uCoz